Крылатая память Победы
[b]Вас никогда не интересовал вопрос – почему люди не летают? Правда, в отличие от Антона Павловича, автор этих строк несколько сузил бы эти рамки. И тогда вопрос будет звучать так: почему люди в России не летают на старинных самолетах? Во всем мире летают, а у нас – нет…[/b]Красивейшие авиашоу с участием самолетов, принимавших участие в сражениях над Тихим океаном, в «Битве за Англию», над Восточной и Западной Европой, проходят и в Старом, и в Новом Свете. И всегда привлекают внимание сотен тысяч зрителей. И лишь самолетов, внесших наибольший вклад в победу над гитлеровской Люфтваффе, в небе вы практически не увидите. Потому что их нет.[b]Иваны, родства не помнящие?[/b]Буквально на днях на одном из украинских интернет-сайтов прочитал информацию о том, что в Киевском музее авиации должен появиться истребитель Як-3, на котором «летал» маэстро Леонид Быков в фильме «В бой идут одни старики».Увы и ах… Если бы киевские собиратели знали историю создания фильма, они были бы осторожнее в своих высказываниях. Во-первых, в популярной киноленте герои летали на одном из самых прославленных самолетов Великой отечественной – Ла-5. А во-вторых, самих Ла-5 «играли» слегка видоизмененные учебно-тренировочные Як-50… А в «роли» «Мессершмита» Bf-109 снимался другой учебный самолет – «Злин-8Е»…Последним фильмом про Великую отечественную войну, в котором массово использовалась военная техника, можно считать, по-видимому, киноэпопею «Освобождение». Режиссерам, обратившимся к этой теме позже, пришлось сложнее. Во многих лентах фигурируют танки Т-60 или Т-62, на которые навешаны фанерные муляжи, благодаря которым относительно современные машины превращаются в Т-34, КВ, ИС.Или – в «Тигров» и «Пантер». Доходит иной раз до того, что воины Красной Армии бегут в атаку, сжимая в руках АК74! Ну а что касается самолетов… Их приходится «вводить» в кадр с помощью дорогостоящих компьютерных эффектов. Смотрится такой самолет, мягко говоря, смешно. Все-таки не компьютерная игра, а художественный фильм.– После войны, на волне подъема реактивной истребительной авиации, «под пресс» попали практически все пропеллерные машины, – рассказал корреспонденту «ВМ» президент Федерации авиареставраторов России Борис Осетинский. – Если какие-то машины и сохранились, то разве что в музее ([i]например, в Нижегородском музее В. П. Чкалова[/i]. – [b]Прим. ред.[/b]) или как памятники. Да что сами самолеты! Были уничтожены или утеряны даже чертежи. По сути, утеряна целая эпоха отечественного военного самолетостроения, прославленная такими именами, как Поликарпов, Петляков, Илюшин, Яковлев, Григорович, Микоян, Лавочкин, Сухой…Это – только те, чьи фамилии у всех на слуху.Такое трудно себе представить, но – факт. Во время войны самым массовым отечественным военным самолетом был штурмовик Ил-2: за четыре с лишним года он был выпущен серией в 35 тысяч машин! До наших дней не дожил ни один летающий экземпляр…[b]Когда б вы знали, из какого…[/b] Возрождение нашей авиаистории стало возможным благодаря энтузиастам. О деятельности «следопытов» из различных поисковых организаций мы все хорошо знаем. Предать земле тех, кто на ней и за нее пал – святое дело. Но иногда случается, что где-то – чаще всего в болоте, в озере, реке, в глухом лесу – находят то, что осталось от сбитой крылатой машины… Не нужно думать, что это слепое везение. Сначала идет кропотливая работа – изучаются летные дневники воинских частей, в которых про невернувшихся сообщается, что был сбит и упал, предположительно, там-то или там-то.Поисковикам приходится исследовать огромный район. Упорство обычно вознаграждается. И из ила после упорной работы извлекаются обломки. А иногда и человеческие останки. Их идентифицируют чаще всего по бортовому номеру самолета. Так что в этом отношении летчицкой памяти легче… Ну а после того как останки преданы земле, к работе приступают реставраторы. Иной раз и тем, и другим удается закрашивать белые пятна военной истории.О судьбе летчика Бориса Сафонова до недавнего времени было известно только место гибели – Баренцево море, 69 градусов 51 минута северной широты, 34 градуса 42 минуты восточной долготы. Именно здесь закончился боевой путь этого летчика, первого в истории войны дважды Героя Советского Союза. Борис Сафонов был сбит 30 мая 1942 года, прикрывая на своем «Харрикейне» конвой PQ-16. И вот недавно его машину нашли! И подняли. И скоро отреставрируют и поставят на крыло.Информация об этой находке всколыхнула всю Англию: шутка ли? Редкий истребитель с мотором «Роллс-Ройс», да еще и «лендлизовский». Десятки публикаций обошли весь мир – кроме России.[b]От винта[/b]Но если «Харрикейн» – это будущее, то в настоящем у «Авиареставрации» такие машины, как И-15 бис, И-16 и И-153 «Чайка», МИГ-3 и ДИТ – «двухместный истребитель тренировочный», созданный на базе «Чайки». Все это не просто воссоздано – летает! И как!..И-15 бис и ДИТ можно было увидеть на авиашоу МАКС-2001. МИГ-3, возможно, выступит на нынешнем авиасалоне.– Моя мечта – «выпустить» его одновременно с МИГ-31, –признался Борис Леонидович. – Представляете, какое зрелище: преемственность поколений! Вот я однажды видел одновременный полет американского F-16 и «Аэрокобр». А когда в небо поднимаются одновременно десятки самолетов военных лет – зрелище просто феерическое.Возможно, и мы вскоре сможем такое увидеть, тем более что в России сегодня реализуется программа «Крылатая память Победы». Однако программа программой, но денег на ее реализацию никто не дает. Доходит до того, что реставраторы обращаются за помощью к бизнесменам: вы помогите нам самолет восстановить, а мы его вам отдадим. Иногда срабатывает. Так что в некоторых коммерческих структурах есть экспонаты, которым может позавидовать любой музей авиации.– Было бы неплохо организовать такой музей в Москве, – рассуждает Осетинский. – Есть ведь уже Музей вооруженных сил, есть Поклонная гора, создается музей ВМФ. Почему бы не создать музей ВВС? Конечно, не в черте города: наши экспонаты ведь летают. Но разве мало полузабытых аэродромов, которые можно было бы приспособить для показательных полетов?Над этой идеей стоит подумать.– Я говорил с одним американцем, летчиком-любителем и коллекционером, – сказал Борис Леонидович. – И он мне сказал, что пока в небе нет крыльев с красными звездами, история Второй мировой войны не может считаться полной.[b]Память – это примирение[/b]И поисковики, и реставраторы не делают различия между «нашими» и «не нашими». Солдат – он и есть солдат. К тому же российские леса, реки, озера и болота хранят в себе и боевую технику тех, кто воевал с СССР. Одна из недавних находок вернет погибшего финской семье.Лейтенант финских ВВС Пентти Лайтинен считается пропавшим без вести с 27 июня 1944 года. Его «Моран-Сольнье MS-406» был сбит над Уницкой губой Онежского озера «Аэрокоброй» 774-го Истребительного авиаполка и упал в озеро Кедрозеро.О том, что в озере лежит самолет, знали многие селяне. Его даже пытались выволочь трактором. Но повредили хвост, оторвали крыло…Все, что удалось достать тогда – лонжерон, обшивка крыльев и часть панели фюзеляжа, фрагменты бензобаков и колесо «Нокиа». Поисковикам удалось отвоевать у болотистого озера еще полсотни килограммов самолетных конструкций, пряжку от поясного ремня летчика, сухой паек – тушенка! – патронные магазины и фрагменты пристяжных ремней. На дне остаются фюзеляж с кабиной и двигатель «Испано-Сюиза».Возможно, уже в этом году удастся найти и останки самого летчика, которые будут переданы финской стороне.Это – часть еще одной программы, программы «Примирение». Того самого, которое, к сожалению, пока еще чуждо кое-кому в той же Прибалтике.[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]Истребитель И-153 «Чайка» был создан Н. Н. Поликарповым осенью 1937 года. И-153 представлял собой расчалочный полутораплан смешанной конструкции с верхним крылом типа «чайка». Фюзеляж имел ферменную раму из хромансилевых труб, поперечный набор из дюралевых профилей и полотняную обшивку. Крылья деревянные с обшивкой из фанеры и полотна. Шасси убирающееся, трехопорное, с задним колесом. В зимнее время колеса шасси заменялись лыжами от И-16. Кабина пилота открытая. Вооружение состояло из 4 синхронных пулеметов ШКАС. На части самолетов верхние ШКАСы заменялись 12,7-мм пулеметами БС. Под крылом могли подвешиваться до 200 кг бомб, выливные авиационные приборы, пулеметные контейнеры, реактивные снаряды РС-82.Истребитель И-15 бис также разработан КБ Н. Н. Поликарпова. Он является дальнейшим развитием истребителя И-15. По требованию ВВС верхнее крыло выполнено прямым (хотя сам Поликарпов был против такого решения).Серийное производство началось в 1938 году. И-15 бис – расчалочный полутораплан смешанной конструкции. Шасси трехопорное, неубирающееся, с задним костылем. На некоторых самолетах колеса шасси закрывались обтекателями. Вооружение состояло из 4 пулеметов ПВ-1. На некоторых самолетах устанавливались крупнокалиберные пулеметы БС. В перегрузку мог брать на борт до 150 кг бомб (обычно 4 бомбы по 25 или 32 кг). В варианте штурмовика под крылом монтировались направляющие для реактивных снарядов РС-82.Истребитель И-16 – один из наиболее мощных по вооружению самолетов начального периода Великой отечественной войны и одна из самых знаменитых разработок Н. Н. Поликарпова. Работу над ним знаменитый конструктор начал по собственной инициативе еще в 1932 году. В 1933-м деревянный макет показан руководству ВВС. Первый летчик-испытатель – Валерий Чкалов. Выпускался с 1935 по 1941 годы. И-16 – свободнонесущий низкоплан с веретенообразным коротким фюзеляжем и убирающимся шасси.Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения, с двухлопастным воздушным винтом. Это был первый в то время истребитель с полностью бронированным местом пилота. Самолет нес от трех до шести пулеметов ШКАС, авиапушки ШВАК, реактивные снаряды РС-32. Поставлялся в Китай и республиканскую Испанию.[/i]