Зеленоград станет одним из центров нанотехнологий
Зеленоград строился в 37 километрах от Москвы как наукоград, в котором должны были создать отечественную электронную промышленность. И хотя замысел удался, пока нашей электронике (увы!) приходится все время догонять западную. К тому же 90-е годы прошлого столетия заметно притормозили развитие зеленоградской «виртуальной» промышленности. Но безвременье кануло в Лету. Перед Зеленоградом стоят очень серьезные задачи: ведь нынче век микроэлектроники и нанотехнологий. Что называется, зеленоградцам и карты в руки. Но мы же знаем, в Москве, практически во всех ее округах, ощущается острый дефицит земли, пригодной для реализации новых, дерзких и выгодных инвестиционных проектов. Где же берет землю для этих целей небольшой по площади Зеленоград, «столичный анклав» в Подмосковье? Об этом мы побеседовали с руководителем территориального объединения регулирования землепользования Зеленограда Валерием Коньковым. Все уже посчитано – Валерий Иванович, я ехал в Зеленоград по забитой машинами Ленинградке и вдруг на середине пути увидел громадный рекламный щит. На нем было начертано весьма смелое «Земля есть». И указан номер телефона. Ничего себе, подумал я. Москва так нуждается в свободных землях, а тут, в 20 километрах от ее границ, кто-то утверждает, что располагает свободными землями. Богат. Ну а как живет в этом смысле Зеленоград? У вас в городе «земля есть»? – Видите ли, все-таки условия жизни Зеленограда отличаются определенной спецификой. Площадь города действительно невелика, но это и позволило практически полностью проработать Градостроительный план Зеленого города на период до 2020 года. Его приняли в этом году. То есть, мы сумели посчитать и учесть все наши земельные ресурсы. – А можно ли учесть досконально все элементы дальнейшего развития? Что если у вас начнется «бэби-бум», и прирост населения превысит ваши прикидки? Надо будет строить новое жилье, социальную инфраструктуру. А земля для этого есть? – В том-то и дело, что Градостроительный план предусмотрел и рост промышленности, возможное увеличение рабочих мест, соответственно, и прирост населения, необходимые темпы жилищного строительства. То есть, план предусматривает гармоничное и поэтапное развитие такого компактного города, как Зеленоград. Это касается проектов планирования, проектов застройки городских кварталов. В границах нашего города, конечно. Расширения за его нынешние пределы на данном этапе не рассматривалось. У подмосковных властей множество своих планов развития, хотя, конечно, интеграция отнюдь не возбраняется. Наши возможности очень хорошо просчитаны. Конечно, не стану скрывать, дефицит земли существует и у нас – это примета нашего времени, характеризующегося бурным развитием буквально по всем направлениям. Собственно говоря, Москва иного и не приемлет. А Зеленоград, естественно, не является в этом плане исключением. И порой приходится ломать голову над тем, где найти необходимые территории для реализации масштабных социальных московских проектов. Но проблема с поиском свободных земель для нового строительства все-таки у нас не стоит так остро, как в других округах столицы. – Позволю себе в таком случае провокационный вопрос. Вы живете в Зеленом городе. Старый Зеленоград фактически строился в лесу. Нет ли опасений, что частью этих лесов придется пожертвовать, коль скоро земли для строительства не хватает и у вас? – Вы правы, лесов у нас много, и мы гордимся нашей природой, тщательно ухаживаем за нашими лесами. Вместе с парками, бульварами, прудами и озерами они занимает практически треть территории города. Знаете, я работаю руководителем зеленоградского ТОРЗа с 1999 года, и за все это время ни разу даже не обсуждался вопрос о возможном посягательстве на наши леса. Что вы, ведь это истинное богатство города, если хотите, его визитная карточка, которой мы дорожим ничуть не меньше, чем электронной промышленностью, научной базой и кадрами. Леса у нас останутся лесами, и ТОРЗ не только не разрабатывает проектов «освоения» земельных участков, занятых лесами, но и стоит на страже леса. И я вам скажу, никто никогда и не пытался прихватить кусочек лесного массива для гаража, стоянки, установки палатки или строительства стационарного здания. Пришествие вторичного рынка – Скажите, а что, на ваш взгляд, изменилось в специфике вашей работы за прошедшие годы? – Я бы обратил внимание на то, что у нас сейчас происходит активный и легитимный, естественно, передел собственности. Раньше мы занимались первичным оформлением аренды земли или продажей ее в собственность. Сбором арендной платы. Сейчас наблюдаем все увеличивающееся количество имущественных сделок, что, понятно, влечет за собой и заключение сделок по земле. Мы работаем уже на вторичном рынке земли. И нам приходится решать более сложные юридические вопросы. Эта работа требует скрупулезности, очень точного соблюдения закона, учета большого количества разнообразных факторов. Когда-то существовали огромные промышленные зоны, на которых действовало одно предприятие. Прошли имущественные сделки, значит, в соответствии с 36 статьей Земельного кодекса РФ, к нам обращаются новые собственники, и надо проводить раздел земельных участков. Понимаете, ведь городская планировка не предполагала разделения территории. Они выделялись под большие научно-производственные комплексы. А теперь внутри этих комплексов достаточно много собственников. Стало быть, надо выделить земли общего пользования, проезды, проходы, обеспечить доступность к каждому новому предприятию. Сохранить и целевое, и разрешенное использование земель, не нарушив каких-то технологических цепочек и обеспечив нормальное функционирование комплексов при наличии не одного, а нескольких собственников. Особый «виртуальный» мир – Готовы ли к тому, что земля зеленоградская по мере развития электронного комплекса и постепенной интеграции оного в мировой электронный рынок (что, собственно, наблюдается уже и сейчас) может весьма заметно подорожать? В электронику ведь вкладываются нынче огромные деньги, а Зеленоград – один из главных российских электронных центров. – Но ведь в городе формируется особая экономическая – технико-внедренческая – зона. В начале прошлого года соответствующее постановление о создании зоны приняло правительство России. Кстати говоря, мы конкурировали с Южным столичным округом, который представил свои планы по организации этой зоны в Нагатинской пойме. Зеленоград выиграл конкурс. Зона организуется на двух площадках общей площадью в 155 гектаров, из них 150 га в Алабушеве и 5 гектаров при Московском государственном институте электронной технике. – Но ведь это немалые для Зеленограда земли – 4 процента территории. Как вы сумели их «раздобыть»? – Опять же, все дело в грамотном планировании. Мы заранее провели зонирование городской территории. Это касалось и определения зон развития промышленности. Город никогда не занимался разбазариванием своих земельных ресурсов. Мы не допускали продажи земли маленькими «отрубами». Градостроительный план для Зеленограда – это не просто бумага, а реальное руководство к действию. У нас ведь практически проекты планировки разработаны по всей территории города. Остался единственный район – промзона Малино, но и этот проект в скором времени будет закончен. Все это дало возможность сохранить большие площадки. Поэтому поиск земли для организации амбициозной особой экономической зоны не стал для города серьезной проблемой. – Что представляет собой эта зона? – Особая экономическая зона – территория для развития на современном уровне научной базы по разработке систем микроэлектроники новых поколений на основе нанотехнологий. Которые будут создавать и внедрять высокоточные, высокотехнологичные научные предприятия. Фактически, это мир будущего, но реального будущего. К реализации проекта привлекут отечественную и мировую научную элиту. Это будет инновационный заповедник. Заметим, здесь опробуют признанный на западе метод коммерциализации научных разработок. То есть они станут востребованы. Научная деятельность станет доходной. И чрезвычайно полезной. Имеются уже первые резиденты зоны. Безусловно, ее создание даст огромный импульс развитию города. У нас действует немало хороших научных предприятий, которые, однако, не имеют мощной оборудованной базы для быстрого внедрения высококлассных разработок. Особая зона имеет льготный режим налогообложения. Сюда привлекут солидные инвестиции, в том числе и зарубежные. Зона сможет дать толчок для быстрого и качественно иного развития этих предприятий. – Выводить с участков сторонние организации приходилось? – На этой территории существовали некие предприятия, которые, однако, еще по первому Генеральному плану развития города, а также по проекту планировки территории Алабушева всегда подлежали выводу. Предприятие «Союзэнергомонтаж», обитавшее в Алабушеве, съехало без всяких проблем. Это еще наследие, доставшееся от Московской области. Они расторгли с нами договор аренды и освободили территорию. Собственно говоря, Алабушево уже давно определялось под промзону. Поэтому никаких неожиданностей по созданию особой экономической зоны не было. Вверх и вниз – Мы говорили с вами о деятельности научных предприятий. Но ведь в Зеленограде достаточно много промышленных производств. Насколько эффективно, на ваш взгляд, они используют свои земельные участки? – Мы делим Зеленоград на старый и новый город. Если говорить о предприятиях, которые строились ранее, то территория, ими занимаемая, застроена достаточно плотно. Я имею в виду Северную, Западную и Южную промзоны. А вот на территории, которую мы приобрели в связи со строительством Центра информатики и электроники, нам достались в наследство предприятия областные. И вот там действительно есть вопросы. Связанные с неэффективным использованием земельных участков. И при оформлении земельно-имущественных отношений некоторых из них подход был достаточно жесткий. Мы указывали на то, что для выполнения технологических задач этих предприятий занимаемые ими земельные участки слишком велики. У предприятия «Геосервис», к примеру, часть территории, в реальности не нужной компании, изъяли. – В городе зарегистрировано на сегодня свыше 57 тысяч автомашин. Одна машина на каждого третьего зеленоградца. То есть железный конь есть фактически в каждой семье. И для этих «коней» имеется 14 тысяч машино-мест. Где вы возьмете землю под строительство новых гаражей? У вас и так уже 3 процента территории занято гаражами и стоянками. Разве вы потянете выделение еще 400 гектаров земли под пристанища для частных лимузинов? – Этого не потребуется. Мы поднимаемся вверх и опускаемся вниз – строим наземные и подземные автостоянки. Все новые дома планируются с подземными гаражами. В новом 20-м микрорайоне одновременно с домами строятся гаражи-стоянки. Надземные и подземные. Многоуровневые. Разные. Причем за счет бюджета построят два таких современных гаражных комплекса. Подготовлены акты разрешенного использования на строительство многоэтажных гаражей на 15 земельных участках. В основном на месте неэффективных плоскостных стоянок. К тому же в городе до 2010 года снесут 69 пятиэтажных домов. На их месте появятся современные жилые дома. Естественно, заранее обсуждались вопросы, связанные с возведением гаражей и стоянок. – В Зеленограде, как и в других столичных округах, создаются ТСЖ– товарищества собственников жилья. Значит, представители ТСЖ должны обращаться к вам с просьбой о регистрации земельных участков под домами. Для вас эти просьбы являются проблемой, и как вы ее решаете? – Вся эта работа проводится на основе результатов проведения межевания земельных участков. Межевание – прерогатива НИиПИ Генплана Москвы. Работа эта продолжается. Пока земельных территорий, оформленных в собственность ТСЖ, у нас нет. Это связано с тем, что новые районы – Крюково, например, только-только размежевали. Но там возникла та самая проблема, о которой неоднократно говорил мэр Москвы Юрий Лужков. Проекты межевания должны учитывать наличие на междворовом пространстве детских, спортивных площадок и прочих атрибутов инфраструктуры современного московского двора. Если этот принцип не соблюдается, проект межевания мы отклоняем. Эти проекты должны быть доработаны – с тем, чтобы после отчуждения территорий у жителей других домов не возникло никаких претензий. Мы никого не хотим ущемлять. Но старая территория города практически полностью реконструируется. И только после окончания строительства появятся проекты межевания. А они и являются основанием для формирования земельных участков. Что мы и разъяснили обращавшимся к нам представителям ТСЖ. Мы же готовы к этой работе. К слову сказать, в Зеленограде не стремятся строить высоких сплошных заборов и огораживаться от остального мира. У нас другой менталитет. Выстроить заборы в нашем просторном зеленом городе было бы нелепостью. – Зеленоград – признанный центр электроники. Естественно, что у вас в приоритетном порядке разрабатываются гео-информационные системы, способные в режиме реального времени «поставлять» информацию в электронном виде о состоянии земельных ресурсов города. Можете ли вы уже пользоваться этой системой? Что она вам дает? – Разработка продолжается. Но пока мы можем пользоваться данными Мосгоргеотреста на единой картографической основе. Электронная система «Зеленоград» в этом смысле уже есть. Конечно, она не полная и должна быть наделена, я бы сказал, дополнительными слоями. Ранее система была построена на отражении фактического состояния округа, учитывая земельные ресурсы, здания и т. п. Мы предлагаем дополнить систему моделями будущих объектов, которые могут появиться в Зеленограде. Причем в трехмерном изображении. Городским структурам это позволит оперировать точной и наглядной информацией о том, где можно строить, а где нельзя. Но более того, мы хотим, чтобы эта информация стала доступна не только органам исполнительной власти, но и инвесторам, членам ТСЖ и др. Те же члены товарищества собственников жилья смогут увидеть, как будет выглядеть будущий земельный участок, на который ТСЖ претендует. На трехмерной модели. Вы же знаете, наш город – главная экспериментальная площадка столицы. Вот на недавнем заседании правительства Москвы префект Зеленограда Анатолий Смирнов и предложил в пилотном режиме внедрить у нас информационную систему РЕОН (единый реестр объектов недвижимости). С использованием отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. Таким образом, будет «выткано» единое гео-информационное пространство. С созданием трехмерной карты. Опять пробка – Транспортная проблема в Москве – притча во языцех. Добираясь к вам по Ленинградскому шоссе, я простоял в пробке полтора часа. За это время транспортный поток преодолел менее 20 километров от Химок до Сходни. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что и в самом Зеленограде пробки становятся проблемой. И до вас докатились. Что думаете делать? Где найдете новые земельные участки под улично-дорожное строительство? – Транспортные пробки в городе появились года два назад. Пробки связаны не столько с пропускной способностью наших дорог, а с необходимостью создания дополнительных инфраструктурных элементов. Основная наша пробка – на Солнечной аллее. Почему появилась? Поставили светофор, поскольку на одном из поворотов аллеи постоянно возникали аварийные ситуации. Теперь на этом месте будут строить надземный пешеходный переход. Реконструируют главные магистрали города. Например, Центральный проспект. Расширяют мост, где машины вынуждены стоять в пробках. Расширяют Панфиловский проспект. Планируется строительство моста через железную дорогу. А ТОРЗ занимается отведением земли под расширение магистралей. – Давайте подытоживать. Валерий Иванович, можете ли вы как специалист в сфере регулирования землепользования дать гарантию того, что дефицита земли в Зеленограде, который бы затормозил развитие округа, не будет даже в 2020 году? – Гарантии и прогнозы – дело неблагодарное. Однако лишний раз повторю: дефицит земельных ресурсов преодолим, поскольку есть четкое понимание того, как, когда и где будет застраиваться город, какие объекты подлежат сносу, а что сохранению. Давайте согласимся с тем, что грамотное планирование – инструмент надежный и эффективный. Что и доказывает пример Зеленограда. Цифра ВМ: В городе зарегистрировано 2100 арендаторов земельных участков. За девять месяцев 2007 года собрано 42,2 миллиона рублей от выкупа прав аренды земельных участков. Арендной платы при плане 46 миллионов перечислено в бюджет города 52,9 миллиона рублей. Справка ВМ: Площадь Зеленограда составляет 3720 гектаров. Население – 207 тысяч человек. К 2020 году прогнозируется увеличение числа жителей в городе до 230 тысяч. Зеленоградские леса располагаются на площади в 864 гектаров. Озера и пруды города занимают 9 гектар. 301 гектар находится под улицами и магистра