Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Тихое очарование коммуналки

Общество

[b]Виктор Лукьянов очень разный. Точно как его густая внешность взяла в наследство многое и от темпераментных хазар, и от лихих степных кочевников, и от неторопливых пейзан-славян, так и живописи его тесно в рамках одного выбранного направления, единого раз и навсегда оседланного стиля.[/b]Сосновая пастель «Лесного ока» с загадочным прозрачным «глазом» небольшого озерца – подарок-свидание с неразгаданными тайнами Константина Васильева. Звенящая «Тишина» маленькой деревушки на далекой северной реке – вот вам и наследник Исаака Левитана…Но по-настоящему потрясает Москва Виктора Лукьянова – город одновременно и вымышленный, и сотканный из лоскутов вполне реальной архитектурной среды, милые разрозненные кусочки которой мы на бегу почти не замечаем. Лукьянов долго пытался объяснить, каким образом ему удается идеально слышать душу нашего города. А под конец всерьез выдал невероятную по детской наивности историю: «Да я, когда работал над портретом Годунова, во сне часто ходил по узким улочкам древней Москвы. Руки в стороны раздвинешь – в заборы упираешься. И вот однажды за мной погнались с дрекольем: чужак, орут! Понимаешь, морда меня выдала – современная она! А они кричат – вор, разбойник! Еле ноги унес…»И вот теперь Лукьянов отмечает пятидесятилетний юбилей. Почетный профессор, лауреат международных конкурсов, за плечами 40 «персоналок». Аккурат к дате из Италии доставили изданный трехтысячным тиражом роскошный альбом, а из Комитета общественных наград при российском правительстве – орден Михаила Ломоносова.[b]– Что это за награда?[/b] – интересуюсь у живописца.– Она мне очень дорога. Хотя бы потому, что в молодости друзья частенько звали меня Михайлой Ломоносовым – мол, пришел в лаптях Москву завоевывать. Орден Ломоносова вручается деятелям науки и культуры как выражение высшей степени общественного признания. Конечно, я понимаю, что он дан мне в кредит как следствие правильно выбранного творческого пути. Ну что же, значит, понятно, куда идти. На самом деле 50 лет для творческого человека не возраст, уж поверьте.[b]– Когда-то давно вы рассказали, как любимой московской улицей для вас стал Черниговский переулок – после случая, когда вам, стоящему за мольбертом под открытым небом в жуткий холод, «аборигенка» вынесла стакан кофе с конфеткой...[/b]– Да, Черниговский – старая любовь. Замоскворечье вообще для меня – место знаковое. Дело в том, что Москва сильно преображается. Наверное, это нужно, но нельзя убирать опорные точки, без которых город теряет самобытность. Возможно, поэтому новых московских работ за последние годы у меня почти не появилось. А Замоскворечье, конечно, тоже уплотняется, и здесь растут новоделы с подземными гаражами, но это происходит без потери собственного архитектурного лица, без убийства очаровательного кружева кривых переулочков, где за поворотом всегда тайна… Вот так бы и в других районах центра![b]– В середине 1990-х годов вы тоже на чем свет костерили железобетонные «пеньки» и очень резко определили общее духовное состояние столицы, сравнив ее с Иваном, не помнящим матери и наплевавшим на духовное завещание отца, зато нацепившим на шею тяжелую золотую цепь. Сейчас что-то изменилось?[/b]– Конечно. Только слепой не может не видеть: массово восстанавливаются церковные подворья, над городом возвысился храм Христа Спасителя… Сейчас Москва для меня представляется интеллигентной пенсионеркой, которой уже дали социальную карту, обеспечили бесплатный проезд на метро и в электричке, чуть подлечили лекарствами. Стоит с ней заговорить – она расскажет вам о прожитой жизни, процитирует Ахматову и Пастернака, ни на что особо не жалуясь. Но при этом вы быстро поймете, что живет она все-таки очень бедно, растягивая копейки от пенсии до пенсии.Лукьянов и сам вынужден считать копейки, хоть напрямую этого никогда и не скажет. Практически всю сознательную жизнь он провел в коммуналке. Вместе с супругой долгие годы делил однокомнатную квартиру с братом и матерью, прикованной к постели.Параллельно снимал комнату в другой коммуналке в качестве мастерской – и, когда одинокую соседку-старушку разбил инсульт, посчитал своим долгом ухаживать за ней… Собирательным образом всех этих переживаний явилась «Коммунальная квартира» – картина, на первый взгляд, странная, но очень глубокая. Как во всякой коммуналке, в «Коммунальной квартире» сходятся разные миры. Сходятся и друг во друге растворяются, будто запахи давешних щей и свежего борща на общей кухне. И угасающая бабушка, недвижно лежащая на диване под иконостасом героев вчерашних дней со Сталиным в центре, едва видна в зеркале молодой женщине с молитвословом перед божницей. И поди разбери, где здесь прошлое, а где будущее – все смешалось в этом странном доме, имя которому Россия…В этом году у Лукьянова особый повод для радости: наконец-то переехал в отдельную однокомнатную квартиру.– Старый дом снесли, – объясняет Виктор Евгеньевич. – Но само по себе это, наверное, ничего бы не дало. Заступились высокопоставленные поклонники…[b]– Ах да, вы же профессор…[/b]– Ну, профессор я всего лишь почетный. Это при Академии управления МВД есть Университет культуры, как-то завязались контакты – вот они и дали звание… Нет, я имею в виду чиновников серьезнее – из Госдумы, например. Вообще мои работы неплохо расходятся по властным кабинетам, иногда даже без моего ведома… Что же, значит, зрительская аудитория ширится, а следовательно, я на правильном пути. На самом деле коммуналкам я даже благодарен – может, из-за них московские улицы стали для меня настоящим домом, по которому я мальчишкой бродил с цветным стеклышком в руке и в уме «собирал» городские картины в манящий калейдоскоп. Но, как ни крути, художнику нужна мастерская, а ее пока нет.[b]– А далекие предки больше в подворотнях не бьют?[/b]– Да нет, я же ушел от исторической картины как темы… Как сказал поэт, если раньше мне били морду, то теперь вся в крови душа. Хотя это, наверное, слишком уж высокопарно…

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.