Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Белая-белая сказка

Общество

[b]Мастерская Александра Взорова – будто декорация, где все белым-бело. Книги с раскрытыми иллюстрациями, часы-ходики, печь, верстак – словно присыпаны тонким слоем муки.[/b]На самом деле это гипс. Гипсовая пыль – неизбежность, из которой рождается нарядная керамика и фарфор – блюда, декоративные панно, сервизы, уютные домики, венчающие трубы дымоходов. И конечно, печные и каминные изразцы. Их здесь больше всего.С тонкими, будто перышком выписанными русскими сюжетами, с шутливыми подписями: «Мужик – на охоту, баба – к соседу». Витражные, в ярких пятнах цветного стекла. Классические, где «нимфы резвою толпою» бегут куда далеко. Белосиние, с мельницами, в духе «кобальтовых голландцев». И сочные, избыточно многоцветные, под русскую языческую старину.Подчас изразцовые детали собираются вместе. И тогда выходит нарядная деталь будущего камина – цоколь, венец или картина Питера Брейгеля «Возвращение с охоты».В общем, вещи здесь живут своей жизнью. Но путь их рождения одинаков. Сначала замысел возникает в голове художника. Гуляет он, бреется или кушает: «Это должно быть так!» – вдруг прорезает мозг.– Как вспышка, озарение, приходит картина, зримый образ. И дальше только успевай – «пальчиками, пальчиками»… – поясняет Александр Взоров. При этом он подносит свои пальцы к самым глазам и делает быстрые мелкие движения, будто разминая податливый воск. Нервными окончаниями, подушечками точных касаний, нащупывая тот верный ход, который придаст глине сходство с увиденным однажды в голове образом.[b]Как вылепить хамелеона?[/b]…В детстве он был ужасным хулиганом. Как-то родители (отец – фронтовик, профессиональный военный, мама – художник-ретушер) послали его на лето к тете Феше в деревню под Малоярославцем. Местные мальчишки нашли трофейные пластинки.Разбили их. А остатками стали нещадно бросаться. Один из кусков угодил в Сашу. Тот, недолго думая, схватил его, метнул бумерангом в обидчика. Осколок винила угодил мальчишке в висок. Хлынула кровь. К счастью, обошлось без серьезных последствий. Зато уж к «городскому» после этого никто не приставал.Саша активно занимался спортом – стрельба из лука, борьба, гребля на байдарках. Даже культуризм. Но энергия все равно била через край. Чтобы направить силы ребенка в мирное русло, мама отдала двух сыновей (у Александра есть брат-близнец) в художественную школу на Красной Пресне.Рисование оставило подростка почти равнодушным. Но вот скульптура увлекла сразу и, что важнее, как-то сразу «пошла»! Так считала и педагог Валентина Шиповская. А потому вопрос, где учиться дальше, отпал сам собой. Конечно, в Строгановке!– Что это вы, батенька, взялись за разных гадов? – иронично заметил легенда академик Василий Ватагин, когда студент Взоров избрал объектами ваяния… медузу и хамелеона. Но, увидев готовые работы, уважительно пожал руку – как коллеге. В умении придать глине декоративность, энергию и выразительность Александр многое взял от своего педагога – академика Николая Селезнева. В результате даже самые мелкие ученические работы Взорова ушли в запасники студенческого музея МВХПУ (бывшей Строгановки).[b]Унитаз «Мойдодыр»[/b]А потом были армия, где он перерисует портреты всего Политбюро, и четверть века работы ведущим дизайнером в НИИ «Стройкерамика». Оказывается, ванны, раковины, унитазы – весь бытовой фаянс, который до сих пор выпускают в стране, в сущности, разработан Александром Взоровым.Правда, самые интересные модели, скажем яйцеобразный, модернистский, сделанный как бы цельным куском, унитаз и раковина «Мойдодыр», взявшие хрустальный приз на выставке в Братиславе, так и не были поставлены на поток в виду радикальной смелости решения. А жаль…В любом случае, эти годы помогли ему раскрыть все секреты керамики. Понять, как можно соединить полезные свойства изделия с его красивым конструктивным решением.А потом грянула перестройка. И вдруг выяснилось, что вновь стала востребованной красота русского изразца – нарядной одежды для печей и каминов. То, что составляло славу русских керамистов XVII века – братьев Осипа и Ивана Старцевых, Степана Полубеса. Что украшало русские храмы, царские покои, боярские терема – стало прорастать усилиями таких мастеров, как Александр Взоров.Русские изразцы – объемные, рельефные. Но какой будет форма именно этого, конкретного, придумывает художник. Он делает гипсовую форму. Заливает внутрь фарфоровую массу. Плотно закрывает ее, дает «отдохнуть» несколько недель – пока гипс не впитает лишнюю влагу. Лишь после этого полуфабрикат извлекают на свет. Расписывают слой за слоем (до 6 раз) полупрозрачной эмалью, красками. Причем ошибиться нельзя, рука должна быть твердой и точной.Последняя стадия – обжиг. Очень высокая, за тысячу градусов, температура позволяет сейчас делать «наряд» для каминов не керамическим, а гораздо более прочным – фарфоровым. Износу таким изделиям практически нет.А краски на них схватывается намертво – временем не сотрешь! Изразец, что пряник Хоть и похож, кажется, на своего соседа, а все же чуточку другой. Потому, что процесс их изготовления, несмотря на XXI век, по-прежнему живой, ручной. Значит, каждый изразец получается уникальным, штучным – как пряник. Несет настроение и почерк художника, в тот самый момент, когда он его творил.А еще из таких изразцов легко сложить сказку. Скажем, одни заказчики Александра пожелали, чтобы на красных, веселых, в ярком славянском стиле печных изразцах было изображено все их счастливое семейство. Каждый подписан именем-отчеством. Рисунки на плитках слились в семейную хронику. И как весело, должно быть, глядя на огонь в печи, смотреть на эту теплую радостную быль о семье.…Недавно Взоров увлекся новой идеей – украшать трубы на крышах дачных домов – керамическими петухами. Такой сказочный, гордый Петя, словно из «Сказки о царе Салтане», привиделся художнику как живой. Александр принялся лепить и быстро под куском неодушевленной глины ожил красавец с выпуклой грудью, бородкой и задорным гребешком.– Я знал, что вдоль его шеи пройдет нарядный «ремешок». Но какой он будет ширины? Какими выйдут перья, шпоры? – делится сомнениями Александр. – Все эти детали рождаются интуитивно, подход за подходом. Поэтому и оживает сказочный петушок постепенно, обретая завершенный облик на протяжении уже… 2 месяцев. И торопить этот процесс нельзя, – уверен художник.[b]Жизнь как чудо[/b]Такие моменты творчества для Александра, пожалуй, важнее изразцов, которых он, кстати, напридумывал уже больше сотни. Знай только варьируй и будь уверен – второго такого камина не будет.– Но в художнике, – считает Взоров, – главное не как, а что? Что ты хочешь оставить после себя?! Не каждый философ должен быть художником, но каждый художник обязан быть философом! – любит повторять он.Вот, к примеру, настенное блюдо. «Сказочный сон Феодосии Павловны» называется. Кажется, просто линии сплелись в декоративный узор. Но Александр знает: это лежит дородная, русская женщина – его родная тетя Феша Толстых. Символ его детства. За ее могучей спиной – петухи, гуси, их любимая деревня Коряково.Между прочим, именно тете Феше Александр обязан не только тем, что знает, как траву косить, дрова колоть, доить скотину. Но и случаем, прямо указавшим его будущий жизненный путь.Было тогда ему лет 8. На берегу речки, в откосе крутого берега он обнаружил кусок необыкновенной глины, почти белого цвета. Как-то интуитивно мальчишка почувствовал: глина – ценная. Не такая как все. И точно. Принялся лепить и легко создал из сырой массы кувшинчик. Пусть неровный, косенький, но первую свою вещь. Тетя Феша развела костер, помогла обжечь кувшинчик на огне. И он получил вечность. Стал посудой.Вот этот процесс чуда и завораживает Александра до сих пор. А еще его волнует творчество других. Например, классическая музыка. Уже долгое время первый день нового года он встречает в столичной консерватории, в компании Гарри Гродберга. Ах, эти фуги Баха в его исполнении! Среди зарисовок, набросков, разметанных сейчас по его столу, – эскиз стелы из шамота. Снизу подпись: «Гениальному музыканту Мстиславу Ростроповичу посвящается». Тоже – навеяно временем.Одновременно Взоров думает об интересном проекте – храме, внешние стены которого будут выложены русскими изразцами.Должно получиться красиво! – считает он.И этот поток замыслов, образов, планов бесконечен, как сама жизнь. Жизнь, которая постоянно провоцирует его на творчество. И которую он все пытается «остановить». По-своему, конечно, – в куске обожженной глины.[b]ДОСЬЕ «ВМ»[/b][i]Александр Взоров. Художник-керамист, дизайнер. Член Союза художников и Союза дизайнеров Москвы. Участник выставок в России и за рубежом – в Швейцарии, Америке, Германии, ЮАР.Автор персональных выставок в 2001, 2004, 2005 и 2006 годах в выставочных залах Старого Арбата и на Кузнецком мосту.[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.