Имя и дело Ивана Петровича
[b]На Пасху мы узнаем, кто стал лауреатом единственной в мире литературной премии имени никогда не существовавшего персонажа. А вчера в редакции журнала «Знамя» (учредителя – совместно с издательством «ЭКСМО» – премии имени Ивана Петровича Белкина) был объявлен шортлист, куда вошло ровно пять человек.[/b]Членов жюри тоже пять. Лауреат получит пять тысяч долларов США, каждый из финалистов – пять сотен тех же денежных знаков. На вопрос: «Почему всего по пять?» всякий ответит: «Потому что повестей Белкина было ровно пять – «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Справедливость, правда, требует сказать, что имеется и шестая повесть Белкина – «Талисман», которую в 1936 году написал Михаил Зощенко. Очевидно, поэтому в самый первый раз в шорт-листе оказалось не пять, а шесть произведений. Но теперь, когда премия вручается уже в третий раз, координатор премии Наталья Иванова уверяет: больше такое безобразие не повторится. Отныне пять – незыблемое волшебное число премии.Немного об Иване Петровиче Белкине. Он родился «от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине». «Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». «Вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось… видеть его навеселе… к женскому полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая». Осенью 1828 года этот симпатичный персонаж «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер…» Эти сведения об авторе повестей содержатся в письме его друга, отправленном 26 ноября 1830 года из села Ненарадова.В конце октября 1831 года появились «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». С полным обозначением имени настоящего автора, Александра Сергеевича Пушкина они вышли в свет в 1834-м. И с тех пор являются эталонными для всех пишущих по-русски.По словам члена жюри поэта Евгения Рейна, в ХIХ веке повесть вообще была заглавным жанром русской литературы, в котором создавали шедевры Гоголь и Достоевский, Бунин и Куприн. Да и блестящий толстовский «Хаджи-Мурат» – тоже повесть! А сегодня жанр, увы, расплылся, и повестью называют все, что не роман. Видимо, для того, чтобы вернуть повести былой блеск, и была задумана пару лет назад эта премия. Ее лауреатами уже становились Сергей Бабаян («Без возврата», «Континент», № 108) и Марина Вишневецкая («А.К.С. Опыт любви» «Знамя», № 11, 2002).По результатам 2003 года в лонг-лист вошло 17 произведений. Жюри заседало вчера два часа. Борьба, как сказал Евгений Рейн, была упорной. Председатель жюри литературовед Мариэтта Чудакова подтвердила, что пришлось нелегко: мало того, что их оказалось четное число (Владимир Познер включится в работу позднее, на стадии определения лауреата), так еще и прозаик и сценарист Алексей Слаповский оказался болен и хрипло голосовал по телефону. (Еще один член жюри Карен Степанян на обсуждении был, но на объявлении отсутствовал.)Шорт-лист же получился таким: Андрей Дмитриев («Призрак театра», «Знамя», № 6), Владимир Курносенко («Прекрасны лица спящих», «Дружба народов», № 2), Ирина Поволоцкая («Юриев день». Поминания. «Новый мир», № 12), Валерий Попов («Третье дыхание», «Новый мир», №№ 5–6) и Михаил Тарковский («Кондромо», «Октябрь», №3). Толстожурнальная проза, по словам все того же Евгения Рейна, продолжает быть на десять голов выше того, что выходит сразу книгами.До Пасхи еще есть время. Почитаем?