Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Инновации российскоговысшего образования

Общество

Как показывает опыт последних лет, развитие российской экономики требует качественных изменений в подготовке специалистов для производства. Освоение новых технологий в базовых отраслях промышленности, и в особенности в нефтегазовой, требует глубоких теоретических знаний и серьезных практических навыков. Однако система учебных и производственных практик, много лет успешно применявшаяся в отечественной системе образования, сегодня в значительной степени разрушена. Сегодня далеко не все вузы могут обеспечить студентам получение практического опыта, и зачастую молодые специалисты оказываются неготовыми к решению практических задач. Известно, что в России затраты на переобучение нового сотрудника составляют около 40% от стоимости подготовки работника, тогда как за рубежом они не превышают 15%. Поэтому российские предприятия несут ощутимые издержки от недостатка прикладной подготовки, а основная задача высшего профессионального образования решается не полностью. Поэтому современным российским вузам необходимы вложения в расширение практического применения интеллектуального потенциала преподавателей вузов и, конечно, студентов. Любое современное производство нуждается в притоке грамотных и компетентных специалистов, и система высшего профессионального образования должна быть ориентирована не только на текущие, но и на перспективные потребности рынка труда. Пока же существует значительное расхождение между направленностью профессиональной подготовки и содержанием будущей деятельности выпускника вуза. Для решения этой проблемы и перехода высшего профессионального образования на качественно новый уровень в Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина приступили к реализации Проекта по созданию виртуальной среды профессиональной деятельности для обучения будущих нефтяников и газовиков. Реализация рассчитанного на 2 года проекта предполагает финансирование за счет средств, выделенных вузу в рамках национального проекта «Образование», и применение высоких технологий в учебном процессе. Этот проект будет одним из ярких примеров инновационного развития отечественной высшей школы. В этом году Министерство образования и науки РФ проводило конкурс среди вузов, внедряющих инновационные программы. Одним из победителей конкурса стал Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина (РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина). В основе инновационной программы Университета лежит преобразование традиционного предметно-дисциплинарного подхода к подготовке специалистов для нефтегазового комплекса. Ее цель – качественное кадровое обеспечение в нефтегазодобыче за счет внедрения инноваций в образовательный процесс. Результатом реализации этого проекта станет создание инфраструктуры виртуального нефтегазового промысла. К работе привлечена компания «IBS», уже имеющая опыт внедрения интеллектуальных продуктов как в нефтегазовой отрасли, так и в сфере образования. Проект предполагает построение инфраструктуры управления виртуальным месторождением, объединение системы сложных специализированных решений, разработку учебно-тренинговых сценариев. Для этого планируется применить опыт управления проектами и методы интеграции, аналогичные тем, что были использованы ведущими российскими нефтегазовыми компаниями. Реализацией этого проекта РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина устанавливает качественно новые подходы к подготовке специалистов нефтегазодобывающей отрасли. Основной элемент проекта – центр управления, во многом схожий с центром управления космическими полетами. Для управления виртуальным месторождением на большие экраны с высоким разрешением выводятся данные с рабочих мест всех специалистов, другие оперативные данные, проводится видеоконференция, в ходе которой организовано общение работников удаленных друг от друга участков. При необходимости на экраны также могут быть выведены результаты проекта бурения наклонно-направленной скважины и гидродинамическая модель разрабатываемого учебного месторождения. Одновременно можно оперативно просчитать оценку экономической эффективности предложенных инженерных решений. Через информационные каналы специалисты реальных промыслов связываются с коллегами и партнерами. И точно так же студенты разных специальностей в Университете будут совместно осуществлять мониторинг и участвовать в разработке месторождения. А в случае нештатной ситуации разбираться, к чьей зоне ответственности относится ее устранение – буровиков, технологов, механиков или транспортников. Таким образом, при работе с виртуальными моделями точно и детально воспроизводится реалистичная производственная обстановка. Кроме того, с учетом специфики требований и программного обеспечения АРМ на разных производствах отрасли, включение автоматизированных рабочих мест (АРМ) в систему подготовки студентов дает выпускникам Университета возможность быстро сориентироваться в любой информационной среде. О новом уникальном проекте рассказывает ректор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Альберт Ильич Владимиров. – Альберт Ильич, когда начнется обучение студентов с использованием новой технологии? – Подготовка программы займет около двух лет, далее она будет постоянно совершенствоваться – это гибкая сложная система, требующая новых программных продуктов и модификаций. Поэтому полноценно действовать она начнет с 2009–2010 гг. – На каком этапе сейчас находится реализация всего проекта, что уже сделано? – Сегодня активно проходит разработка сценариев обучения и учебно-тренировочных задач для виртуальных промыслов проектов ЦУРМ (центра управления разработкой месторождения) и АРМ. Параллельно идет подготовка преподавателей, этим летом почти 50 человек прошли стажировку непосредственно на промыслах, в офисах ведущих нефтегазовых компаний и на автоматизированных рабочих местах. Сейчас мы обобщаем наработки различных компаний нашей отрасли и программные продукты, используемые ими в конкретных производственных циклах. Нами был проведен ряд тендеров по выбору поставщиков ПО, и уже подписаны основные договоры. Кроме того, в процессе подготовки программы к внедрению проведены модернизация лабораторной базы и оснащение ее современной техникой. В этом направлении мы сделали еще один шаг: даем возможность преподавателям освоить программные продукты разного уровня сложности. Насколько мы продвинулись в реализации программы в целом? Задачи, которые ставились на этот год, близки к завершению, и основные затраты были связаны с разработкой и закупкой ПО и подготовкой преподавателей. – В чем, на Ваш взгляд, основное достоинство инновационной программы? – Кроме уникальных возможностей по совершенствованию производственной практики, работа по этой программе учит будущих специалистов работать в команде. РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина – многопрофильный университет, мы готовим работников по всем специальностям, связанным с нефтегазовой отраслью, начиная от геологии, поисков и разведки нефти и газа и заканчивая продажей нефте- и газопродуктов. И взаимодействие специалистов различного профиля (буровиков, разработчиков нефтегазовых месторождений, геофизиков, экономистов и др.) при решении конкретной задачи на виртуальном месторождении дает возможность проработать различные ситуации, которые происходят на реальном производстве. Надо сказать, что попытка реализовать такой подход уже была сделана в 70-е годы, и идея заключалась в подготовке комплексных дипломных работ. Для успешного решения этой задачи нужно было четкое понимание взаимодействия всех служб промысла. Широкого распространения такой подход не получил, но идея осталась. И теперь наши студенты могут при помощи самых современных технологий научиться работать в связке с остальными участниками производственного процесса, чтобы оптимизировать разработку месторождения. – Однако это очень дорогостоящий проект – так ли он необходим? – Да, проект затратный, но окупится он сторицей. Ведь сама жизнь дает такое направление развития современному образованию, а для наших выпускников очень важно быть готовыми к работе на производстве не только теоретически, но и практически. Нефтегазодобывающая отрасль требует серьезных знаний и практических навыков, и надо учесть, что у молодого специалиста не будет возможности приобретать этот опыт в процессе работы. Он должен прийти подготовленным к реальным ситуациям, вооруженный практическими навыками, органично влиться в уже работающий коллектив. Так каким же образом студент может сегодня получить полноценный практический опыт? Известно, что в условиях современной экономики организация практики для студентов – сложный, требующий немалых затрат процесс. Даже если предприятие заинтересовано в наших специалистах, получить от него помощь в организации практики – дело непростое. Реализация же нашей инновационной программы, включающей разработку виртуальных месторождений, позволит нам подготовить сотрудников с практическим опытом и навыками, необходимыми для эффективной работы. Ведь в основу наших виртуальных промыслов будут заложены реальные, действующие месторождения, принадлежащие крупнейшим нефтегазовым компаниям страны, таким как «Лукойл», «Газпром», «Татнефть», «РИТЭК». Хочу подчеркнуть, что студенты приходят к обучению на виртуальных объектах, уже имея хорошую подготовку. Мы используем в учебном процессе отдельные элементы целостной модели производства, такие как инженерные компьютеризированные тренажеры, на которых ими отрабатывается целый ряд технологических операций. На базе нашего Университета созданы два полигона нефтепромыслового оборудования и трубопроводного транспорта. ОАО «Лукойл» предоставил нашим студентам возможность работать на экспериментальных скважинах, осваивать скважинные насосные установки, станки подземного и капитального ремонта скважин. Тренажеры буровые и по испытанию скважин, геологическая модель-тренажер для подсчета запасов углеводородов – все это дает будущим специалистам представление о том, как в действительности проходит весь сложнейший производственный цикл нефтегазодобывающих комплексов. Есть у нас и уникальный тренажер по переработке нефти. Работа на виртуальной скважине учит студентов быстро ориентироваться в реальной производственной обстановке. Особенно важно, что эта инновационная технология обучения универсальна и теоретически может использоваться в любом профессиональном вузе для подготовки высококвалифицированных специалистов. Только так сегодня можно создать новые образовательные технологии – внедрением интерактивно-производственного обучения на основе учебно-производственного информационного поля.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.