Инновации российскоговысшего образования
Как показывает опыт последних лет, развитие российской экономики требует качественных изменений в подготовке специалистов для производства. Освоение новых технологий в базовых отраслях промышленности, и в особенности в нефтегазовой, требует глубоких теоретических знаний и серьезных практических навыков. Однако система учебных и производственных практик, много лет успешно применявшаяся в отечественной системе образования, сегодня в значительной степени разрушена. Сегодня далеко не все вузы могут обеспечить студентам получение практического опыта, и зачастую молодые специалисты оказываются неготовыми к решению практических задач. Известно, что в России затраты на переобучение нового сотрудника составляют около 40% от стоимости подготовки работника, тогда как за рубежом они не превышают 15%. Поэтому российские предприятия несут ощутимые издержки от недостатка прикладной подготовки, а основная задача высшего профессионального образования решается не полностью. Поэтому современным российским вузам необходимы вложения в расширение практического применения интеллектуального потенциала преподавателей вузов и, конечно, студентов. Любое современное производство нуждается в притоке грамотных и компетентных специалистов, и система высшего профессионального образования должна быть ориентирована не только на текущие, но и на перспективные потребности рынка труда. Пока же существует значительное расхождение между направленностью профессиональной подготовки и содержанием будущей деятельности выпускника вуза. Для решения этой проблемы и перехода высшего профессионального образования на качественно новый уровень в Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина приступили к реализации Проекта по созданию виртуальной среды профессиональной деятельности для обучения будущих нефтяников и газовиков. Реализация рассчитанного на 2 года проекта предполагает финансирование за счет средств, выделенных вузу в рамках национального проекта «Образование», и применение высоких технологий в учебном процессе. Этот проект будет одним из ярких примеров инновационного развития отечественной высшей школы. В этом году Министерство образования и науки РФ проводило конкурс среди вузов, внедряющих инновационные программы. Одним из победителей конкурса стал Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина (РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина). В основе инновационной программы Университета лежит преобразование традиционного предметно-дисциплинарного подхода к подготовке специалистов для нефтегазового комплекса. Ее цель – качественное кадровое обеспечение в нефтегазодобыче за счет внедрения инноваций в образовательный процесс. Результатом реализации этого проекта станет создание инфраструктуры виртуального нефтегазового промысла. К работе привлечена компания «IBS», уже имеющая опыт внедрения интеллектуальных продуктов как в нефтегазовой отрасли, так и в сфере образования. Проект предполагает построение инфраструктуры управления виртуальным месторождением, объединение системы сложных специализированных решений, разработку учебно-тренинговых сценариев. Для этого планируется применить опыт управления проектами и методы интеграции, аналогичные тем, что были использованы ведущими российскими нефтегазовыми компаниями. Реализацией этого проекта РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина устанавливает качественно новые подходы к подготовке специалистов нефтегазодобывающей отрасли. Основной элемент проекта – центр управления, во многом схожий с центром управления космическими полетами. Для управления виртуальным месторождением на большие экраны с высоким разрешением выводятся данные с рабочих мест всех специалистов, другие оперативные данные, проводится видеоконференция, в ходе которой организовано общение работников удаленных друг от друга участков. При необходимости на экраны также могут быть выведены результаты проекта бурения наклонно-направленной скважины и гидродинамическая модель разрабатываемого учебного месторождения. Одновременно можно оперативно просчитать оценку экономической эффективности предложенных инженерных решений. Через информационные каналы специалисты реальных промыслов связываются с коллегами и партнерами. И точно так же студенты разных специальностей в Университете будут совместно осуществлять мониторинг и участвовать в разработке месторождения. А в случае нештатной ситуации разбираться, к чьей зоне ответственности относится ее устранение – буровиков, технологов, механиков или транспортников. Таким образом, при работе с виртуальными моделями точно и детально воспроизводится реалистичная производственная обстановка. Кроме того, с учетом специфики требований и программного обеспечения АРМ на разных производствах отрасли, включение автоматизированных рабочих мест (АРМ) в систему подготовки студентов дает выпускникам Университета возможность быстро сориентироваться в любой информационной среде. О новом уникальном проекте рассказывает ректор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Альберт Ильич Владимиров. – Альберт Ильич, когда начнется обучение студентов с использованием новой технологии? – Подготовка программы займет около двух лет, далее она будет постоянно совершенствоваться – это гибкая сложная система, требующая новых программных продуктов и модификаций. Поэтому полноценно действовать она начнет с 2009–2010 гг. – На каком этапе сейчас находится реализация всего проекта, что уже сделано? – Сегодня активно проходит разработка сценариев обучения и учебно-тренировочных задач для виртуальных промыслов проектов ЦУРМ (центра управления разработкой месторождения) и АРМ. Параллельно идет подготовка преподавателей, этим летом почти 50 человек прошли стажировку непосредственно на промыслах, в офисах ведущих нефтегазовых компаний и на автоматизированных рабочих местах. Сейчас мы обобщаем наработки различных компаний нашей отрасли и программные продукты, используемые ими в конкретных производственных циклах. Нами был проведен ряд тендеров по выбору поставщиков ПО, и уже подписаны основные договоры. Кроме того, в процессе подготовки программы к внедрению проведены модернизация лабораторной базы и оснащение ее современной техникой. В этом направлении мы сделали еще один шаг: даем возможность преподавателям освоить программные продукты разного уровня сложности. Насколько мы продвинулись в реализации программы в целом? Задачи, которые ставились на этот год, близки к завершению, и основные затраты были связаны с разработкой и закупкой ПО и подготовкой преподавателей. – В чем, на Ваш взгляд, основное достоинство инновационной программы? – Кроме уникальных возможностей по совершенствованию производственной практики, работа по этой программе учит будущих специалистов работать в команде. РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина – многопрофильный университет, мы готовим работников по всем специальностям, связанным с нефтегазовой отраслью, начиная от геологии, поисков и разведки нефти и газа и заканчивая продажей нефте- и газопродуктов. И взаимодействие специалистов различного профиля (буровиков, разработчиков нефтегазовых месторождений, геофизиков, экономистов и др.) при решении конкретной задачи на виртуальном месторождении дает возможность проработать различные ситуации, которые происходят на реальном производстве. Надо сказать, что попытка реализовать такой подход уже была сделана в 70-е годы, и идея заключалась в подготовке комплексных дипломных работ. Для успешного решения этой задачи нужно было четкое понимание взаимодействия всех служб промысла. Широкого распространения такой подход не получил, но идея осталась. И теперь наши студенты могут при помощи самых современных технологий научиться работать в связке с остальными участниками производственного процесса, чтобы оптимизировать разработку месторождения. – Однако это очень дорогостоящий проект – так ли он необходим? – Да, проект затратный, но окупится он сторицей. Ведь сама жизнь дает такое направление развития современному образованию, а для наших выпускников очень важно быть готовыми к работе на производстве не только теоретически, но и практически. Нефтегазодобывающая отрасль требует серьезных знаний и практических навыков, и надо учесть, что у молодого специалиста не будет возможности приобретать этот опыт в процессе работы. Он должен прийти подготовленным к реальным ситуациям, вооруженный практическими навыками, органично влиться в уже работающий коллектив. Так каким же образом студент может сегодня получить полноценный практический опыт? Известно, что в условиях современной экономики организация практики для студентов – сложный, требующий немалых затрат процесс. Даже если предприятие заинтересовано в наших специалистах, получить от него помощь в организации практики – дело непростое. Реализация же нашей инновационной программы, включающей разработку виртуальных месторождений, позволит нам подготовить сотрудников с практическим опытом и навыками, необходимыми для эффективной работы. Ведь в основу наших виртуальных промыслов будут заложены реальные, действующие месторождения, принадлежащие крупнейшим нефтегазовым компаниям страны, таким как «Лукойл», «Газпром», «Татнефть», «РИТЭК». Хочу подчеркнуть, что студенты приходят к обучению на виртуальных объектах, уже имея хорошую подготовку. Мы используем в учебном процессе отдельные элементы целостной модели производства, такие как инженерные компьютеризированные тренажеры, на которых ими отрабатывается целый ряд технологических операций. На базе нашего Университета созданы два полигона нефтепромыслового оборудования и трубопроводного транспорта. ОАО «Лукойл» предоставил нашим студентам возможность работать на экспериментальных скважинах, осваивать скважинные насосные установки, станки подземного и капитального ремонта скважин. Тренажеры буровые и по испытанию скважин, геологическая модель-тренажер для подсчета запасов углеводородов – все это дает будущим специалистам представление о том, как в действительности проходит весь сложнейший производственный цикл нефтегазодобывающих комплексов. Есть у нас и уникальный тренажер по переработке нефти. Работа на виртуальной скважине учит студентов быстро ориентироваться в реальной производственной обстановке. Особенно важно, что эта инновационная технология обучения универсальна и теоретически может использоваться в любом профессиональном вузе для подготовки высококвалифицированных специалистов. Только так сегодня можно создать новые образовательные технологии – внедрением интерактивно-производственного обучения на основе учебно-производственного информационного поля.