Столица ответит признанием
[b]На этот раз, справляя славное десятилетие, ее организаторы в преддверии конкурса начиная с февраля провели беспрецедентный показ уже признанных спектаклей, определяющих театральное лицо России, свезя их в столицу откуда только было возможно.[/b]Юбилейная гастрольная программа включала балеты Бориса Эйфмана и спектакли Эймунтаса Някрошюса, гастроли Новосибирского театра оперы и балета и Якутского театра драмы им. П. Ойунского, театры АХЕ, «Дерево», Евгения Гришковца.Ошарашив московского зрителя такой блистательной прелюдией, теперь «Маска» будто бы предлагает черный хлеб – зачастую спорные спектакли, но преимущественно все же те, которые не оставили равнодушными ни публику, ни критиков.Оставив споры о правомерности тех или иных номинаций и наград, обиды и ворчанье, без которых не бывает живого конкурса, отметим все же, что начало «Маски» – 1993 год – пришлось на период такой безнадеги, что мало кто верил в начинание Эдуарда Боякова, которое многим казалось романтическим междусобойчиком на два-три года.«Маска», однако, росла и крепла, выявляла и определяла направления, спектакли ее вызывали отчаянные споры – а это ли не цель? И главное – в Москву, как на большой праздник, съезжались провинциальные театры, получившие возможность показать себя столичному зрителю, – и он ответил им не только аплодисментами, но и любовью, уважением, признанием, восхищением. Но это только теперь кажется, что только так оно и могло быть…Среди заявленных на десятую «Маску» драматических спектаклей большой формы – конечно же, «Вишневый сад» Някрошюса и «Двенадцатая ночь» Доннелана, сделанные ими с русскими звездами; «Дядя Ваня» Додина и «Египетские ночи» Фоменко; «Правда – хорошо, а счастье лучше» Женовача, «Мамапапасынсобака» Чусовой. Из спектаклей малой формы больше всего ждут новосибирское «Двойное непостоянство» Мариво в постановке Дмитрия Чернякова, который выдвинут еще и по разделу «Опера» («Похождения повесы» Стравинского в Большом театре). Дважды фигурируют модные братья Пресняковы: в списке номинантов – их «Пленные духи» и мхатовский «Терроризм».Жаль, что так мало кукольных спектаклей: «Приключения незадачливого дракона» и «Сон фавна» – оба из Петербурга. Как ни парадоксально, это обычно самая интересная часть «Маски», только не все о том догадываются.В «Новацию» попали знаменитое владикавказское «Золото нартов» и московский «Кислород» Вырыпаева.Музыкальный театр в этот раз не представил большого разнообразия. Бертмана с его «Геликоном» затерли из противности (по меньшей мере две работы претендовали на «Маску»: «Петр Первый» и «Средство Макропулоса»). Гергиев с Мариинкой от конкурса отказался сам. Впрочем, у этих театров столько зарубежных гастролей, что в любом случае нарушать контракты, дабы один раз предстать пред честные очи жюри, в дальнейшем будет все более проблематично.В музыкальном театре легкого жанра – позорные «Иствикские ведьмы» да питерская «Мэри Поппинс». Оперетты ни одной! В балете с Москвой и СанктПетербургом спорят, конечно, Пермь, Новосибирск и честолюбивый Екатеринбург. И тут немало шансов у «Светлого ручья» – легкого, стильного, неожиданно остроумного спектакля Большого театра.На его основной сцене пройдет и закрытие праздника с награждением лауреатов – 12 апреля. Но к этому времени в столице уже начнет бушевать другой мега-проект Боякова: Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева.