В Доме музыки грелись шампанским
[b]На этот раз открытие прошло в Московском международном доме музыки. Программа, в отличие от прежних лет, была лишена случайностей. Первая симфония Прокофьева («Классическая») – остроумное сочинение 26-летнего гения – прозвучала в исполнении оркестра Мариинского театра, как ей и положено, то подчеркнуто-стильно, то безбашенно-радостно.[/b]В скрипичном Концерте Сибелиуса солировал Леонидас Кавакос. Гарный парубок – так можно было бы определить его на вид, не будь он греком. Сибелиус – музыка, которую трудно слушать в рядовом исполнении, хотя и красоту ее испортить трудно. Пожалуй, в данном случае можно говорить скорее о тонкости и интеллигентности Кавакоса, чем о ниспровержении основ, тем не менее он нашел верные точки соприкосновения с неистовым маэстро. В любом случае – это, кажется, первый греческий скрипач на нашем горизонте. А уж каждому хорошему зарубежному гастролеру мы рады незнамо как.Во Второй симфонии Рахманинова Валерий Гергиев будто куда-то смертельно не поспевал, а потому финал (и не только, но особенно он) оказался смят излишним напором. Правда, публика, неизменно подкупаемая неподражаемым драйвом руководителя мариинского оркестра, устроила ему стоячую овацию.Концерт был обрамлен речами высокого накала. Мэр Москвы Юрий Лужков, открывая фестиваль, назвал его «глубоко моральным действом». Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заметил, что «крепнет традиция, подхваченная на уровне нашего мышления». А владыка Арсений зачитал приветствие Патриарха, содержащее мысль о влиянии подвига Христа на культурное наследие мира.По завершении же концерта Юрий Михайлович, заведенный Рахманиновым, еще раз взбежал на сцену поспорить с маэстро, кто же является отцом Пасхального фестиваля. Вышло, что оба. Но «главным камертоном», по словам Лужкова, конечно, является Гергиев. И, добавим, настоящим мотором сродни перпетуум мобиле.Сегодня и завтра у Гергиева концерты в Большом зале консерватории – совсем с другими программами. Дальше – и это гордость обоих «отцов» – фестиваль выйдет за рамки столицы. 14-го днем Гергиев дирижирует в Ярославле, а вечером – «Иваном Сусаниным» в Костроме. 15-го днем – «Ариадной на Наксосе» Р. Штрауса в Нижнем Новгороде, а вечером там же выступит с Юрием Башметом. 16-го ждем его с «Чародейкой» Чайковского снова в Москве…Одновременно идут хоровые выступления и Звонильная неделя, особенно разнообразные в столице. С 18-го в рамках фестиваля начнутся Баховские дни в России. И тут – не пропустить пианиста Владимира Фельцмана со всеми Французскими сюитами Баха 21-го в БЗК. А 23-го там же – «Страсти по Матфею» в исполнении бельгийского оркестра и хора «Collegium Vocale Gent» и зарубежными солистами.Поскольку открытие транслировалось по каналу «Культура», отметим вкратце, что осталось за пределами телекамер. Лужков с Соколовым сидели рядом в пятом ряду справа, Башмет, друг Гергиева, – симметрично слева. То есть пятый ряд теперь обозначен как VIP.В зале очень сильно дуло сзади. Распространилась версия, что температура в партере доводится до определенного уровня в связи с предстоящей в ближайшие дни установкой органа. Но не ценой же здоровья VIP так баловаться механическими ветрами! Во втором отделении многие уже накинули шарфы, а то и куртки. Кто-то принял в фойе шампанского (250 рублей за бокал).