"Это не камера хранения, куда сдают детей"
Район «Крылатское» Западного административного округа Москвы относится к той категории районов столицы, которые нынче называют элитными, но вместе с тем народ здесь живет крайне разношерстный: от студентов и малоимущих до «хозяев жизни». Большинство садиков укомплектовано под завязку. А потому пристроить туда ребенка весьма проблематично. В том числе и в финансовом плане. Чтобы ребенка приняли в группу, у родителей требуют иногда весьма внушительный единовременный денежный взнос, что не всем по карману. Впрочем, проблема эта нынче общегородская.[b]С просьбой прокомментировать страсти, кипящие вокруг детских садиков, мы обратились к [i]начальнику управления образования Западного округа Валентине БАДИЛ[/i].– Валентина Александровна, почему сейчас в садиках такие очереди? Раньше же никогда не приходилось записывать туда детей с рождения.[/b]– Очередь по нашему округу мы оцениваем в 530 человек. Но среди них немало семей, которые водят ребенка в один садик, а хотят перевести в другой. Из-за этого у нас иногда возникают конфликты. В то же время есть районы, в которых действительно сложилась очень тяжелая ситуация, например, «Можайский», «Филевский парк». В последнем изначально было недостаточно государственных дошкольных учреждений, только ведомственные. А они без согласования с Управлением образования были закрыты из-за того, что их трудно содержать. Всего по округу в последние годы было ликвидировано 85 ведомственных садиков. Мы недавно анализировали ситуацию по одному из наших районов – «Солнцево». За последние десять лет там не построили ни одного объекта соцкультбыта. А жилье строится активно, и с 2000 года увеличилась рождаемость. Сейчас, чтобы разместить детей, мы должны будем решать проблему площадей за счет наших внутренних ресурсов: в одном садике придется экологическую комнату закрыть, в другом – методический кабинет. Однако мы не можем брать детей больше, чем это положено по санитарной норме. Основной набор у нас, как правило, это дети ясельного возраста. Группа изначально скомплектована, и детей трех-четырех лет мы можем добрать совсем немного. Кроме того, определено 14 льготных категорий граждан, чьих детей обязаны принимать в садик без очереди.[b]– Что за последние годы изменилось в воспитании, в подходе к дошколятам?[/b]– Одно время в обиходе было очень некрасивое выражение: «Сады – камера хранения, куда сдают детей». Мы стараемся от этого уходить. Сейчас в детских садах используется московская базисная программа «Истоки». В ней заложено то содержание, которое ребенок может усвоить. Покупаем хорошие игрушки и прекрасное учебное оборудование, которое развивает детей в разных направлениях. В первую очередь мы поставляем его в коррекционные сады. Во многом благодаря этому дети с проблемами слуха, речи и зрения затем поступают в обычные общеобразовательные школы.[b]– Как вы относитесь к частным детским садам, к их программам?[/b]– Они не изобретают программы, они пользуются государственными. Хотя, возможно, у них «авторских свобод» больше, так же, как и финансовых возможностей. В Западном округе – 35 негосударственных образовательных учреждений. Это самая большая цифра по Москве. Они располагаются на наших территориях и арендуют наши помещения.[b]– Получается, государственным садикам не хватает площадей, но они при этом сдают их частным учреждениям?[/b]– За последние пять лет мы никому ничего не сдали. Первые частные садики открылись в 1991 году, и ни кризисы, ни денежные обвалы не помешали им выстоять. Если они востребованы – значит, имеют право на существование.[b]– Перейдем к неприятным вопросам. Законно ли поступают заведующие, собирающие с родителей единовременные взносы на развитие сада, а также дополнительные деньги ежемесячно, помимо официальных 150 рублей?[/b]– Все родители вправе оказывать материальную помощь образовательным учреждениям. Но руководитель образовательного учреждения не вправе обязывать родителей эту помощь оказывать. Действительно, очень часто попечительские советы или родительские комитеты в садиках принимают решение собирать денежные взносы. Но если родители не могут заплатить, они и не должны этого делать. Причем все наши заведующие это знают. И мы готовы конкретно по каждому нарушению разбираться, что мы, собственно говоря, и делаем. Не будем кривить душой, нам известны случаи, когда родителей активно вынуждают вносить добровольные пожертвования. Замечу: заведующим категорически запрещено брать наличные деньги, законны только добровольные безналичные перечисления на счет образовательного учреждения. Сумма, которая собирается, может быть принята в дар от родителей только при наличии договора. И бюджет должен быть прозрачным. Когда нам жалуются, наши финансовые инспекторы идут в сад и проверяют, на что уходят деньги. Только на доплату педагогическому коллективу или они все-таки вкладываются в развитие сада? Сегодня садикам действительно не хватает денег, в том числе на постельное белье, которое изнашивается с катастрофической скоростью. Эта, казалось бы, пустячная проблема оборачивается миллионными расходами.Недостает денег и на закупку других элементарных вещей, например моющих средств – в дошкольных учреждениях их требуется много. Родительская плата составляет всего 150 рублей в месяц, это при том, что на питание одного ребенка в день уходит 46 рублей.[b]– Сады имеют право брать деньги за какие-нибудь дополнительные услуги?[/b]– Да, имеют, но не все, а только те, которые имеют лицензию на эту деятельность. Например, садик сверх базисной образовательной программы может предлагать родителям за отдельную плату водить детей, скажем, на английский язык или на хореографию. Дополнительные платные услуги оплачиваются по отдельной квитанции. И каждый родитель должен быть ознакомлен со сметой расходов.[b]– В элитных садиках воспитатели дорожат своими местами и, как правило, к детям внимательны. В дешевых садиках – не всегда. Как быть родителям, если к ребенку плохо относятся?[/b]– Если не удается решить проблему с воспитателем или с заведующей, надо обращаться с жалобой в окружное управление. Наши телефоны обязательно вывешиваются на информационных стендах в каждом образовательном учреждении. Чтобы решить проблему, мы можем направить в садик специалистов из отдела дошкольного воспитания или из инспекторской службы.