"Вертушки" над Москвой
[b]Воздушное пространство над Москвой по соображениям безопасности закрыто для полетов. Но бывают исключения. По «спецкоридорам» в случае необходимости летят вертолеты службы спасения, милиции, дорожно-патрульной службы, экологического мониторинга… С «вертушек» проводят аэрофотосъемку, съемки фильмов и телепрограмм, мониторинг тепловых и газовых сетей для предупреждения аварий и катастроф, и даже паспортизацию деревьев в московском лесопарке![/b]Но есть область, где вертолеты заменить нечем. Только они могут выполнять сложные строительно-монтажные работы на высоте – так называемый «вертолетомонтаж». Все самые заметные «верхотуры» в нашем городе последние 10–12 лет водружали на свои места летающие краны – НПО «Взлет». Когда ураган сорвал и погнул кресты над Новодевичьим монастырем, их заменили на новые монтажники с небес. Они же заменили антенную часть Шуховской башни на Шаболовке, установили огромный скрипичный ключ над куполом Дома музыки на Красных Холмах. Вертолетчики смонтировали из восьми частей 48-метровый шпиль на «Триумф-Паласе» возле Сокола, после чего московский небоскреб в 264,1 метра стал самым высоким жилым зданием в Европе. У многих наблюдавших за работами с земли голова кружилась.– Наше научно-производственное объединение, – говорит [b]авиационный директор НПО «Взлет» Александр ПЕРЕГОН[/b], – уже 41 год на рынке специальных услуг. Почему мы востребованы? В городе c плотной застройкой, особенно в исторической его части, бывает невозможно установить многотонный кран. Да ему и развернуться негде. Поэтому единственный выход – авиамонтаж.[b]– И насколько он эффективен?[/b]– Операция установки креста на колокольне Новодевичьего заняла 10 минут. При этом нужно было попасть в отверстие 100 на 55 миллиметров! Там, где традиционные методы требуют дни, – мы укладываемся в минуты, где недели и месяцы – обходимся днями. И что очень важно: ни одного серьезного сбоя, угрожающего безопасности людей, в нашей работе не было…[b]– Как поется, «плюнем через левое плечо». Очевидно, у вас опытные пилоты?[/b]– Элитная группа – 30 человек летного состава, среди них 10 действующих заслуженных летчиков и заслуженных штурманов. Не только высокие профессионалы, но и таланты. У них глаз-ватерпас и моторика под стать канатоходцам. А двум нашим асам Александру Белоусову и Александру Сапошину равных просто не найти. Они начинали в Ухте и имеют огромный опыт работ. Вот кто может довезти и мягко поставить тяжелый груз на заданное место со снайперской точностью в 5–10 сантиметров. И, между прочим, веселые люди, задающие тон в коллективе.Монтажно-строительные операции выполняют сразу три летчика. Два из них сидят в верхней кабине и управляют вертолетом. Они не видят, что происходит под брюхом машины. Третий пилот находится в дополнительной нижней кабине и управляет процессом монтажа. Все обладают особым чувством штурвала, вместе работают слаженно и синхронно.Между прочим, летчики-монтажники ставят не только сияющие шпили и кресты, но и выполняют весьма «прозаическую» работу, перетаскивая тяжелейшие ящики на крыши современных зданий. Это 5-, 6- и даже 8-тонные кондиционеры.Авторитет у московских авиаторов настолько высок, что их с вертолетами Ми-10К (К – это кран) приглашали выполнять работы в европейских столицах. Они успешно «отметились» в Берлине, Будапеште, Варшаве. Поработали даже на здании НАТО в Брюсселе. Там выполнили замену шести кондиционеров на крыше дома высотой в 124 метра.Высотки в Москве растут, как грибы после дождя (к 2010 году их построят еще 60), а значит, и работа у летающих монтажников будет!