От «Таврии» до «России»
[b]Самое активное участие в подготовке концерта «Звезды России в гостях у «Вечерки» принимал Игорь Зиновьевич Ятор — заместитель директора ГЦКЗ «Россия» и начальник концертного отдела зала. Один из самых известных организаторов концертной работы, он считает свою профессию администратора важнейшей составной сложного эстрадного дела.[/b][b]— Как вы стали администратором?[/b] — с таким вопросом обратился корреспондент «ВМ» к И. З. Ятору.— Я родом из Херсона. Там и начиналась моя творческая биография. После окончания музыкального училища я играл на трубе в ансамбле танца «Таврия». Сначала нас трубачей, в ансамбле было трое, но потом я остался один, и это была колоссальная нагрузка: в репертуаре 16 танцев, концерты, гастрольные поездки, и результаты для меня оказались самыми печальными.Есть такое профессиональное выражение «сорвал губы». Для трубача это означает потерю творческой формы. Вот такая беда и случилась со мной. Тогда я активно занялся администраторской деятельностью.Опыт у меня уже кое-какой был: когда я служил в армии, мы с ребятами сделали музыкальную программу, и с разрешения начальства, конечно, я ее как солдатский администратор представлял на разных площадках. Теперь же я очень охотно занялся организацией концертной работы, и когда снова смог вернуться к игре на трубе, то уже не захотел расставаться с приобретенными навыками администратора и стал совмещать и то, и другое.Как раз в это время в Херсон приехал на гастроли киевский «Цирк на сцене», и я начал там работать, а моя жена Елена Ятор, которая была танцовщицей в «Таврии» и увлекалась разговорным жанром, прекрасно владея даром импровизации, стала ведущей программы «Цирк на сцене». Для нее был специально создан разговорный номер с приемами пантомимы, и позднее именно с ним она стала Лауреатом Всесоюзного конкурса молодых артистов цирка.Сейчас, оглядываясь назад и анализируя минувшее, я думаю, что начал сознательно внедряться в организаторский процесс. Меня всегда раздражала беспомощность наших тогдашних администраторов. Отсутствие у них изобретательности, делового напора и внимания к быту артистов. Потом я, видимо, втянулся, почувствовал азарт, удовлетворение от того, что у меня все неплохо получалось.Организация концертной работы – это же целая наука. Недаром сейчас в Российской академии театрального искусства появился факультет менеджеров, где готовят профессиональных администраторов. Тогда же ничего этого не было. Я пытался учиться у старых мастеров этого дела.Помню, в самом начале я пришел к директору Херсонской филармонии Илье Семеновичу Добрыкину с блокнотом и вопросом: «Как стать хорошим администратором?» Илья Семенович был из старой цирковой династии и администраторское дело знал как свои пять пальцев. На мой вопрос он ответил: «Администратором станешь тогда, когда научишься делать все!».Потом была работа в Липецкой филармонии, где я, будучи артистом, интенсивно продолжал заниматься административной деятельностью.Именно в то время я понял, что одной из «красок» этой профессии является авантюризм, великий комбинатор Бендер был бы редкостным эстрадным администратором.Однажды большой концертной бригадой мы приехали в Ялту на гастроли. Солнце, море, воздух… Естественно, артисты прихватили с собой жен и детей, чтобы те тоже получили свою долю удовольствия. В час ночи добрались до ялтинской гостиницы, где нам были заказаны номера. Оказалось, наша бронь по какой-то неясной причине аннулирована! Актерская братия кинулась ко мне: «Придумай что-нибудь». И я придумал: позвонил в горком партии дежурному и представился корреспондентом «Вечерней Москвы», потребовав, чтобы немедленно восстановили бронь, а то я сообщу об этом инциденте в редакцию своей газеты…В течение часа нам всем предоставили номера. В Липецкой филармонии мы с женой проработали недолго. Там был замечательный художественный руководитель Владимир Абрамович Штульман, талантливый пианист и очень умный добрый человек, который пользовался в наших кругах огромным авторитетом.Как оказалась, все наше актерское благополучие держалось на нем, и когда он ушел, дело развалилось. Музыканты, с которыми я работал, перебрались в Архангельск, и стали мы называться ансамблем «Поморы».Программу для нас ставил нынешний главный режиссер ГЦКЗ «Россия» заслуженный деятель искусств РФ Валерий Жак, он тогда очень много ездил по стране и, пожалуй, был самым популярным режиссером-постановщиком концертных программ.1977 год стал очень важным для нас с Леной. Она приняла участие во Всероссийском конкурсе артистов эстрады и стала победителем, в результате чего ее пригласили в «Росконцерт».Так мы переехали в Москву. Квартиры у нас не было, прописки тоже. И тогда нам очень помог генеральный директор «Росконцерта» Владислав Степанович Ходыкин, который взял на себя решение этих проблем.Я стал работать в ансамбле «Верные друзья», а через какое-то время директор объединения художественных коллективов «Росконцерт» Евгений Максимович Иваненков предложил мне стать начальником концертного отдела объединения, а туда входило 60 крупнейших коллективов страны. Я совмещал творческую деятельность с административной. На это у меня было специальное разрешение Министерства культуры, которое непременно требовалось тогда.Мы с женой очень много ездили по стране, нет концертной площадки, где бы мы не выступали. Наш маленький сын выехал на гастроли в 10 месяцев и свои первые шаги, в полном смысле этого слова, сделал на сцене![b]— Сын продолжил традиции семьи?[/b]— Да. Он — трубач, Богдан Ятор. Окончил аспирантуру при Московской консерватории и сейчас совмещает концертную деятельность с педагогической работой в училище при консерватории, где у него свой класс.Как солист он принимает участие в концертах, еще он играет в Президентском оркестре Павла Овсянникова и по праздникам — в костеле. У него большая программа старинной музыки для трубы — пикколо с органом. Уже вышел первый диск Богдана «Ночь карнавала», куда вошли 12 музыкальных произведений. И, что характерно, — «Воспоминания о матери» Л. Сандоваля, вещь очень сложную, Богдан записал с первого раза и посвятил своей матери — Елене Ятор, которую он очень рано потерял. Это наша с ним непроходящая любовь и боль.[b]— Ваш приход в ГЦКЗ «Россия» был как бы подготовлен всей вашей административной деятельностью.[/b]— Да, это не случайное стечение обстоятельств. Я много проводил концертов в ГЦКЗ «Россия» — Филиппа Киркорова, Вячеслава Добрынина, Ларисы Долиной. Не раз мне доводилось на этой сцене выступать и в качестве артиста. Я очень благодарен Петру Михайловичу Шаболтаю, тогдашнему «хозяину» зала, который пригласил меня на должность главного администратора.30-летний юбилей ГЦКЗ «Россия» я встретил на новой должности. Для меня это огромная честь, и я хочу свой опыт и профессиональные знания отдать этой сцене, этому залу, который стал моей судьбой.И еще я очень благодарен вашей газете за предоставленную возможность назвать людей, которые «делали» нашу эстраду и актерские судьбы, всегда оставаясь «за кулисами». Они определили и мою судьбу, и я низко кланяюсь им за это.