День мелких пакостей
[b]К святым на Руси всегда относились с почтением. С единственным исключением — святого Касьяна не любили и побаивались. Так не любили, как свидетельствует М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», что в Саранском уезде Пензенской губернии и в святости ему отказывали, и русским не признавали. Злой он, коварный, мелочный, в Касьянов день только гадостей и жди. Хорошо еще, день этот раз в четыре года бывает — 29 февраля.[/b]Вообще-то русский народ незлобив и отходчив. Уметь забыть обиду, не обращать внимания на злые слова и дурные поступки — та же добродетель. Это черта национального характера, и, право, особенностью этой можно гордиться. С другой стороны, если уж люди русские невзлюбят кого, то на всю жизнь! Еще и детям завещают и слово возьмут, что те своим детям передадут, а те — своим.О Касьяне так говорили: «На что ни взглянет — все вянет». И еще: «Касьян на народ — мрет народ; Касьян на траву — преет трава; Касьян на скот — дохнет скот». Боялись предки наши Касьянова дня и 29 февраля старались не покидать избы, особенно до солнечного восхода. А жители Орловской и Рязанской губерний и вовсе спали до обеда, чтобы таким вот образом обмануть, переждать самое опасное время, когда ох, и силен Касьян! В центральной части России работы в этот день прекращались.Представьте, каково было мужику сидеть сложа руки, когда столько хлопот по хозяйству: весна на пороге! И все же никто не хотел рисковать, всякий помнил, что лучше Касьяна не гневить, уж больно злопамятен. И что любопытно: все больше мелкими пакостями промышляет, на большие вроде как и не способен. Но в том-то и дело, что мелких столько — иная большая не сравнится! Опускалась ночь. С рассветом люди принимались за каждодневные дела. Лениться было не ко времени. «Високосный год тяжелый на людей и на скотину, — хмурились поселяне и добавляли: — Худ приплод в високосный год». Одно радовало: Касьянов день уже позади.Новгородцы так объясняли, почему Касьянов день бывает только раз в четыре года: «Касьян три года подряд в свои именины был пьян и лишь на четвертый год унялся, потому и положено ему быть именинником через три года раз!» Впрочем, справедливости ради надо сказать, что не везде Касьяна держали за горького пьяницу, который только и думает о том, как над людьми покуражиться. В Вологодской губернии полагали, что «Касьяну подчинены все ветры, он держит их на двадцати цепях за двадцатью замками и что в его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и скотину мор. Но он этого не делает, ибо по натуре добр, но иногда зазевается в именины, тогда ветры с цепи срываются, замки разбиваюти ну куролесить...» Но такое лояльное отношение к Касьяну было редкостью, обычно люди представляли его средоточием зла и недоброжелательности. И кое-где неуживчивому склочному человеку говорили в сердцах: «Ты, как Касьян.Видно, и крови-то в тебе человеческой нет». И это при том, что люди, родившиеся 29 февраля, повсеместно считались буквально «обреченными» на удачу и счастье в жизни. Что это, как не еще одна тайна русской души?!...Завтра — 1 марта. В этому году Касьянов день, со всеми обычными для него неприятностями, нам не грозит. Потому и говорим мы сегодня об этом нетипичном святом всю правду, и ничего, кроме правды. А так бы слукавили, промолчали...