Подготовлена новая программа оформления улиц Москвы
Развивающееся информационно-рекламное пространство Москвы прочно вошло в нашу повседневную действительность, стало неотъемлемой частью городского хозяйства, важным фактором взаимодействия власти, бизнеса и общества. От качества построения информационно-рекламного пространства зависит многое в жизни москвичей, в работе столичных предприятий, деятельности государственных органов. В этой связи не вызывает сомнений актуальность рассматриваемой сегодня столичным правительством новой городской программы развития рекламы, информации и оформления города на ближайшие годы. Подробности – в беседе нашего корреспондента с заместителем председателя Московской городской думы Андреем МЕТЕЛЬСКИМ. – Андрей Николаевич, Москва всегда уделяла особое внимание развитию информационно-рекламного пространства города, на эту тему принято соответствующее постановление правительства Москвы, существует законодательная база, регулирующая рекламный рынок. А чем же вызвана необходимость дополнительной разработки городских целевых программ? – Основным научно-методическим инструментом развития информационно-рекламной отрасли в городе Москве является программно-целевой подход. Подтверждение этому – принятая три года назад и подходящая к завершению целевая программа развития наружной рекламы, информации и оформления города Москвы. На смену ей подготовлена новая программа, проект которой на прошлой неделе как раз и стал предметом пристального обсуждения на заседании правительства Москвы. В этой связи я бы отметил следующее обстоятельство. Разработке новой целевой программы предшествовало принятие Концепции развития информационно-рекламного пространства Москвы. В данном документе отражены основные принципиальные подходы, система взглядов на то, как нужно развивать информационно-рекламную отрасль столицы в современных условиях. Конкретные мероприятия по реализации Концепции как раз и изложены в предложенном к обсуждению проекте программы. В соответствии с московским Законом «О государственных целевых программах в городе Москве» представленная программа содержит все требуемые элементы. В ней перечислены проводимые мероприятия, необходимые ресурсы, определены исполнители мероприятий программы. Заявленные в программе цели и задачи в полной мере отвечают проводимой органами власти Москвы государственной политике развития информационно-рекламной отрасли. – А какова роль столичного парламента в этом процессе? Насколько мне известно, депутаты неоднократно выступали с различными предложениями в этой сфере, однако разработка подобных программ – в компетенции органов исполнительной власти…. – Прежде всего хочу акцентировать ваше внимание на том, что практически по всем направлениям деятельности органы законодательной и исполнительной власти города конструктивно взаимодействуют, на ранних стадиях подготовки документов согласовывают большинство позиций, учитывают поступающие друг от друга предложения. Что касается городских целевых программ и компетенции органов исполнительной власти в их разработке, то могу утверждать, что роль Мосгордумы в это вопросе не менее значима: такие программы утверждаются законами города Москвы. Если же вернуться к непосредственной теме нашего разговора, то в прошлом месяце проект «Программы развития рекламы, информации и оформления города Москвы на 2008–2010 годы» был рассмотрен на заседании комиссии Московской городской думы по городскому хозяйству. Депутаты получили от представлявшего проект председателя Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Владимира Макарова подробные и обстоятельные ответы на все интересующие вопросы. Были высказаны конкретные пожелания по содержанию проекта программы и предложения по совершенствованию механизмов ее реализации, прежде всего, законодательных. – А что, на ваш взгляд, представляет особую важность в данном проекте? – Я считаю крайне важным то, что одним из направлений в реализации программы особо выделена оптимизация рекламного пространства. Что это значит? Значительное сокращение громоздких рекламных конструкций, полное освобождение от наружной рекламы отдельных московских территорий. Прежде всего это касается объектов культурного наследия, таких, например, как зона вокруг Кремля. Конечно же, эти меры заслуживают одобрения и поддержки. И я нисколько не сомневаюсь в том, что подобные предложения будут положительно восприняты москвичами и гостями нашего города. Возрождение архитектурного облика столицы, в первую очередь ее исторического центра, – это реально ощутимый результат, которого мы можем добиться. Важно и то, что в программе значительное внимание уделяется проблеме полного и достоверного информирования москвичей о работе и планах городских властей. Реализация предлагаемых мер должна не только укрепить доверие граждан к информационной политике властей и повысить ее авторитет, но и в целом способствовать развитию позитивного имиджа столицы нашей Родины. – В связи с этим вопросом у депутатов возникли некоторые разногласия с Комитетом рекламы, информации и оформления города. По крайней мере, на заседании правительства вы высказались против создания сети рекламных носителей, принадлежащих городу… – Действительно, создание сети рекламных конструкций, находящихся в собственности Москвы, было предложено как одно из основных мероприятий программы. Сеть предлагалось создать с целью распространения социальной рекламы и социально значимой городской рекламы. Однако при обсуждении этой темы на заседании профильной комиссии Мосгордумы у депутатов возникло много вопросов. Да, нам вполне понятна позиция Комитета – при создании такой сети не нужно будет зависеть от коммерческих структур. Сегодня для размещения социальной рекламы они выделяют определенный процент площадей на своих конструкциях. Иногда это вызывает различного рода проблемы, в то числе и бюрократические. Однако у меня и моих коллег возникают опасения, что создание подобной сети может привести и к прямо противоположному результату. Ведь главная цель – довести социальную рекламу до заинтересованных в ней потребителей, то есть москвичей. А что предлагается? По сути, создать еще одну параллельную систему для размещения только социальной рекламы. В условиях, когда город и так насыщен рекламными конструкциями, это может привести лишь к тому, что социальная реклама ничего, кроме отторжения, у москвичей не вызовет. – И что же предлагают депутаты? – Очевидно, что вполне реально решать вопросы размещения социальной рекламы на уже имеющихся в Москве рекламных конструкциях. И размещать социальную рекламу через систему городского заказа, на конкурсной основе, чтобы исключить возможные злоупотребления и экономно расходовать бюджетные средства. Такое решение представляется более простым и эффективным. Взаимодействие органов власти и коммерческих структур, занимающихся наружной рекламой, будет строиться на понятных и прозрачных механизмах. А главное – москвичи получат оперативно и в полном объеме всю необходимую информацию. – Хотелось бы остановиться еще на одном важном моменте. Я имею в виду законодательную поддержку реализации этой программы, о чем вы упомянули выше. У вас уже есть какие-то предложения? – У меня нет сомнений в том, что уже назрела необходимость принятия городского закона об особенностях размещения наружной рекламы на территории Москвы. Наличие такого закона могло бы существенно помочь органам власти качественно организовать работу по развитию информационно-рекламного пространства города, контролировать ее результаты и принимать меры ответственности. Необходимо законодательно установить определенные ограничения по размещению рекламы, разработать механизмы, способствующие недопущению незаконной установки рекламных конструкций и оперативному демонтажу конструкций, установленных с нарушением законодательства. Нужно усиливать ответственность за действия, приводящие к нарушению законных прав и интересов города при осуществлении рекламной деятельности. – И каким образом вы предлагаете это решить? – Можно пойти по пути, аналогичному тому, который был выбран при решении проблемы законодательного регулирования вопросов размещения объектов игорного бизнеса на территории Москвы. В рамках действующего федерального законодательства мы приняли московский Закон, позволивший навести порядок с размещением игорных заведений на территории города. Очевидно, что, имея такой опыт, целесообразно проработать и вопрос о регулировании размещения рекламных объектов на территории Москвы. Для этого у нас есть определенные конституционные полномочия, поскольку защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение общественной безопасности, вопросы распоряжения землей, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. А градостроительное законодательство, которым в значительной степени должно регулироваться размещение рекламных объектов на территории города, по Конституции находится в ведении субъектов Российской Федерации, в том числе и в ведении города Москвы. Поэтому депутаты Московской городской думы готовы поддержать предложения исполнительной власти по созданию соответствующего городского закона, а также выступить с законодательной инициативой в Государственной думе при необходимости совершенствования федерального законодательства. – Можно ли говорить исходя из вышесказанного, что сегодня город не в состоянии обеспечить реализацию этой программы? Зачем же надо было вносить ее на рассмотрение, если нет соответствующей законодательной базы? – Это не так. Действительно, необходимо совершенствовать законодательные механизмы в этой области, но и в рамках действующего в настоящее время законодательства можно обеспечить выполнение представленной программы. Определенные возможности для этого у городских органов власти есть, и они должны быть использованы с максимальной эффективностью. В целом же, проект программы представляется достаточно интересным документом, тщательно проработанным и, безусловно, с учетом прозвучавших замечаний, заслуживающим одобрения и поддержки. Уверен, что имеющиеся разногласия найдут свое решение, ведь цель в этой работе у нас одна – сделать наш город еще более красивым и комфортным, ничем не уступающим по своей привлекательности другим мировым столицам.