Стриптиз по-фински
В последние десятилетия двадцатого века основным мотивом финского кино было обращение к прошлому: борьба за независимость, возрождение национального характера. Новое поколение финских режиссеров пытается показать, что волнует молодых европейцев в северной стране. Саара Саарела выбрала для мировой премьеры фильма «Ни вздоха, ни смеха» Московский фестиваль.[b]— Саара, герои вашего фильма ищут настоящую любовь. Насколько этот мотив близок вам лично?[/b]— В Финляндии сейчас много фильмов, которые рассказывают о жизни поколения тридцатилетних. На внутреннем кинорынке есть спрос именно на такие сюжеты. Но в моем случае фильм не был мотивирован коммерческим заказом. Я рассказываю о том, что происходит со всеми людьми в этом возрасте и со мной тоже. Моя героиня, как и я, хочет любви и понимания. В начале работы мы только разговаривали, импровизировали.Образ главной героини рождался именно в процессе импровизации. Потом актеры долго репетировали свои роли, постоянно внося что-то новое. В результате сложился сюжет фильма, по которому Вера Киискинен написала сценарий.[b]— По-английски фильм переведен как «Stripping» (стриптиз). С чем это связано?[/b]— Скорее, здесь дело в игре слов. Моя героиня Инка рисует комиксы. По-английски эти рисунки называются strips. Хотя, конечно, герои фильма раскрывают свои сокровенные мечты, и это можно назвать душевным стриптизом. Инка хочет знать, что творится в душе любимого человека. Ради взаимности она готова выполнить его самые безумные желания. Я такая же.[b]— Вы хотели преподнести молодым урок жизни?[/b]— Я хотела только задать вопросы. Человек должен сам сделать выводы, как следует жить и поступать. Я стараюсь, чтобы все мои фильмы наводили на размышления и люди пытались найти свой ответ.[b]— В фильме вы мастерски используете приемы видеоарта. Где вы этому научились?[/b]— Я окончила школу киноискусства в Хельсинки. К сожалению, в Финляндии еще не сложилась цельная система киноискусства, нет признанной режиссерской школы. Свои познания мы черпаем из независимого американского и французского кино. Отдельные кадры фильма построены по принципу рисунка в комиксах. Такой прием помогает показать психологию героини, когда ни она, ни зритель не понимают, где грань между реальностью и фантазией.[b]— Что за актриса снялась в роли Инки, и почему она не приехала на фестиваль?[/b]— Актриса Лииса Куоппамяки сейчас выступает в Летнем театре в Финляндии. Она очень хотела приехать и просила нас открыть бутылку шампанского в день премьеры, что мы и собираемся сделать.[b]— Вы рассчитываете на успех фильма?[/b]— Очень надеюсь, что он будет пользоваться спросом. В Финляндии в год выходит от трех до пяти полнометражных фильмов, и финны стараются не пропускать свое кино. По зарубежному прокату сейчас ведутся переговоры.