Карта городских событий
Смотреть карту

Джаз на закате лета

Культура

[b]Давно известно: связи решают все! Так вот — организаторы 5-го Московского фестиваля «Джаз в саду «Эрмитаж» (Комитет по культуре правительства Москвы, МДА Юрия Саульского и дирекция самого сада) смогли обеспечить своему мероприятию покровительство сил небесных: серо-сизые облака, нависшие над Москвой, так и не разразились дождем.[/b]Зато было весьма прохладно для августа – публика куталась в свитера, куртки и даже заранее припасенные пледы и грелась бесплатным спонсорским кофе и небесплатным (по 100 рублей за 40 граммов) коньяком от другого спонсора. И главное – настроения холод никому не испортил. На фестиваль в «Эрмитаже» (в отличие от рок-фестивалей на стадионах) приходят не для того, чтобы накачаться пивом и «выпустить пар», а просто чтобы послушать музыку, потанцевать и подышать воздухом.Джаза в Москве играют много. И на разных площадках, но всегда под крышами залов, хотя естественной средой обитания этой музыки исторически была улица, парки, вообще – пленэр (новоорлеанские оркестры начала века играли во время маршей-шествий). Оказалось, что такой вот именно акции москвичам как раз недоставало: посидеть с музыкой под вечерним небом, встретиться с друзьями (многие лица просто примелькались), насладиться классным звуком (не считая пары досадных проколов, слышно было всё, от звенящих верхов до урчащих низов). А участок перед эстрадой был отдан детям. Ни дать ни взять - фестиваль-пикник! Зал-лужайка тоже был полон (несмотря на двухсотпятидесятирублевые билеты).В три дня организаторы умудрились втиснуть немыслимое число коллективов разного формата и стиля. График концертов просто трещал по швам. Теперь о музыке. Фестиваль был международным, приехали наша старая знакомая, чернокожая певица Дебора Браун (вокал «в классе» Эллы Фицджеральд) и холодноватый лирик – изумительный виртуоз-саксофонист Гэри Бартц, а также чикагская группа Дэвида Бойкина (тенор-саксофон) и очаровательная Николь Митчелл (флейта) – авангард с элементами африканского фольклора. Завел слушателей и аргентинско-шведский квинтет «Tango in Jazz» - ностальгически певучая труба Густаво Бергаллии тоскливо-трагичные ритмы латиноамериканской гармоники – бандонеона.И все-таки тон «эрмитажным» вечерам задали, пожалуй, молодые московские джазмены – поколение конца 90-х годов.Сформировавшееся, думается, под влиянием нашего знаменитого саксофониста Игоря Бутмана, культивировавшего любимое им «нью-йоркское звучание»: стремительность, атакующий характер музыки, яростный «драйв». Бутман и на этот раз показал класс, выступив во второй день со своим биг-бэндом.Понравились и все наши «молодые львы» — саксофонисты Дима и Саша Брили, талантливый молодой пианист Владимир Нестеренко, еще более юный, замечательно одаренный ударник Петр Ившин (открытие фестиваля!), разносторонний виртуоз-тенорист Антон Румянцев, питерский альтист Евгений Стригалев, трубач Артем Ковальчук…«Эрмитаж»-2002 состоялся за два месяца до даты, весьма существенной для отечественного джаза, – 80-летия со дня первого джазового концерта, сыгранного в 1922 году «Эксцентрическим джаз-бандом» Валентина Парнаха. Отсюда заметный крен в сторону ретро. Тон задал бигбэнд Георгия Гараняна, сыгравший и «Звуки джаза» (и «Неудачное свидание») Цфасмана, и танго Оскара Строка «У моря».Во второй вечер на сцену были приглашены ветераны российского джаза, те, кому когда-то, в 60-е годы, было по двадцать лет и кому сегодня, увы, под шестьдесят – гитарист Алексей Кузнецов, аккордеонист Владимир Данилин, басист Игорь Кантюков, ударник Александр Гореткин, пианист Игорь Бриль, трубачи Герман Лукьянов и Андрей Товмосьян, тенорист Виктор Подкорытов, тромбонист Вадим Ахметгареев. Они играли и свои любимые американские «эвергрины», и собственные темы, давно уже ставшие классикой отечественного джаза. Без ностальгических слез у седовласых зрителей не обошлось.

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse