Отходы становятся серьезной угрозой жизни москвичей
НЕДАВНО столичные власти обсуждали схему размещения на территории города предприятий по утилизации различного мусора. Эта проблема вызвала немало вопросов и противоположных мнений. В итоге схему размещения все-таки приняли. С оговоркой, что она – лишь часть большой программы борьбы с бытовыми и промышленными отходами жизнедеятельности столичного мегаполиса. Но можно ли решить проблему чистоты, размещая в городе мусороперерабатывающие предприятия? Об этом мы беседуем с председателем Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степаном Орловым. – Степан Владимирович, почему именно сегодня городские власти ставят проблему мусора, что называется, ребром? – Потому что, к сожалению, и здесь Москва идет в ногу со временем. Отходы производства и потребления – одна из главных проблем, с которой все мегаполисы мира столкнулись в последние десятилетия. Для Москвы эта тема весьма актуальна еще и потому, что лет 20–30 назад наши предшественники даже не предполагали и не могли прогнозировать такого быстрого роста потребления в столице. Отсюда и резкий рост количества его отходов. Никто не задумывался о том, что будет сложно утилизировать такой специфический мусор, как: автомобильные шины и аккумуляторы, медицинские препараты и отходы биотехнологий, отслужившая бытовая электроника и компьютерная техника. Поэтому тема развития технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами, которую недавно мы обсуждали на заседании правительства Москвы, является чрезвычайно актуальной. Могу сказать, что в соответствующем постановлении правительства мы не только утвердили схему размещения объектов по переработке и утилизации отходов, дали задание на их проектирование и строительство, мы фактически утвердили основные принципы или даже концепцию городской целевой долгосрочной программы по обращению с коммунальными отходами. Такую программу чрезвычайно важно принять уже в этом году. – Многие годы отходы из Москвы просто вывозили на областные полигоны. Сейчас поговаривают, что их ресурсы выработаны почти полностью. Значит ли это, что сотрудничество с областью в сфере утилизации мусора закончится? – Учитывая целый ряд факторов, таких как: нехватка земли в городе, экологические требования, размер санитарно-защитных зон и другие, можно сказать со всей определенностью, что Москве будет чрезвычайно трудно самостоятельно решать вопросы обращения с отходами производства и потребления. К сожалению, пока мы можем говорить исключительно о программе для города Москвы, пока мы рассматриваем СВОИ схемы и готовим СВОЮ городскую программу. Московская область только что утвердила собственную программу «Об утилизации и переработке бытовых отходов на территории Подмосковья до 2010 года». Хотя очевидно, что большая часть проблем, связанных с коммунальными отходами, может быть решена только Москвой и Московской областью совместно. Нужно вырабатывать стратегию обращения с отходами, создавать современную техническую базу их переработки, обезвреживания и хранения отходов всего Московского региона. – Насколько серьезна сегодня в Москве проблема мусора? – С одной стороны, мы развиваем техническую базу городской системы обращения с коммунальными отходами, используя средства бюджета города и городскую собственность, – строятся мусоросжигательные заводы, мусороперегрузочные станции, полигоны. Но уже возникает вопрос: кто повезет туда эти самые отходы и каким образом? Он отнюдь не риторический. Сегодня мы теряем рычаги влияния на систему сбора и вывоза мусора. Одним из главных источников образования отходов является жилой сектор. До последнего времени проводником городской политики в сфере обращения с отходами были районные дирекции единого заказчика – ДЕЗы, принадлежащие городу и действовавшие по его поручению. Теперь, согласно новому Жилищному кодексу Российской Федерации, многоквартирными домами должны управлять либо ТСЖ и ЖСК, объединяющие самих собственников квартир, либо управляющие компании, действующие в интересах и по заказу тех же самых собственников квартир. Договоры, связанные с обеспечением дома всем необходимым, в том числе и договоры на вывоз мусора, заключают они. В результате на рынке вывоза мусора работает уже более 90 компаний, которые направляют отходы примерно на 50 принимающих объектов. Доля городских структур здесь чрезвычайно мала. – Так, может, это к лучшему? В том смысле, что для городских властей одной проблемой меньше. – Да, может показаться, что такая система – торжество рынка и конкуренции. Но в то же время бесконтрольность и дикость этого рынка создает угрозу экологической и санитарной безопасности для города в целом. Частная управляющая компания или ТСЖ заинтересованы в минимальной стоимости вывоза мусора. Им все равно, каким транспортом пользуется вывозящая компания и куда она повезет эти самые отходы – на мусоросжигательный завод, на полулегальную свалку в области или вообще свалит все в близлежащий овраг. А ведь существует логистика перевозки мусора. Получается, что в настоящий момент мы не знаем, сколько мусоровозов выезжает на улицы города и каким маршрутом они следуют, создавая дополнительные пробки и роняя по пути куски своего груза. Аналогичная ситуация складывается и в нежилом секторе. Огромное количество организаций являются негосударственными и также вольны в своем выборе. Если посмотреть на опыт наших европейских и американских коллег, мы увидим, что в крупнейших столицах мира, славящихся своей рыночной экономикой и антимонопольным законодательством, существуют, как правило, один заказчик и один, максимум два подрядчика по вывозу, переработке и утилизации мусора. Нам необходимо вырабатывать правовые подходы, которые позволят создать достаточно жесткую и эффективную систему вывоза, утилизации и хранения коммунальных отходов. Это важно для обеспечения безопасности человека и городского сообщества в целом. – Но совсем недавно был принят Московский административный кодекс, где одной из самых больших и жестких глав является глава об экологических преступлениях и безопасности. Каких законов нам еще не хватает? – К сожалению, одного городского законодательства здесь недостаточно. Необходимо вносить изменения в ряд федеральных законов. И соответствующие законодательные инициативы необходимо срочно готовить. Пока, разумеется, нам нужно использовать возможности влияния на негосударственный жилой и нежилой сектора, которые имеются в рамках действующего законодательства. Как вариант – внести соответствующие разделы в договоры аренды городской земли и городской недвижимости, а также в договоры, которые будут заключаться с управляющими компаниями и ТСЖ на получение городских дотаций и субсидий. Одновременно необходимо создавать систему государственной сертификации компаний, работающих на рынке обращения с отходами. Также необходимо с участием органов государственной власти в округах и районах Москвы создавать систему учета и отчетности по вывозу и утилизации мусора. Вводить дополнительные меры административной, а возможно, даже уголовной ответственности для лиц, нарушающих федеральное и московское законодательство по обращению с коммунальными отходами. Повторюсь, но хочу еще раз подчеркнуть, что вывоз и утилизация мусора – не только одна из отраслей экономики. Эта сфера непосредственно связана с качеством жизни москвичей, их безопасностью, их здоровьем.