Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Отходы становятся серьезной угрозой жизни москвичей

Общество

НЕДАВНО столичные власти обсуждали схему размещения на территории города предприятий по утилизации различного мусора. Эта проблема вызвала немало вопросов и противоположных мнений. В итоге схему размещения все-таки приняли. С оговоркой, что она – лишь часть большой программы борьбы с бытовыми и промышленными отходами жизнедеятельности столичного мегаполиса. Но можно ли решить проблему чистоты, размещая в городе мусороперерабатывающие предприятия? Об этом мы беседуем с председателем Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степаном Орловым. – Степан Владимирович, почему именно сегодня городские власти ставят проблему мусора, что называется, ребром? – Потому что, к сожалению, и здесь Москва идет в ногу со временем. Отходы производства и потребления – одна из главных проблем, с которой все мегаполисы мира столкнулись в последние десятилетия. Для Москвы эта тема весьма актуальна еще и потому, что лет 20–30 назад наши предшественники даже не предполагали и не могли прогнозировать такого быстрого роста потребления в столице. Отсюда и резкий рост количества его отходов. Никто не задумывался о том, что будет сложно утилизировать такой специфический мусор, как: автомобильные шины и аккумуляторы, медицинские препараты и отходы биотехнологий, отслужившая бытовая электроника и компьютерная техника. Поэтому тема развития технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами, которую недавно мы обсуждали на заседании правительства Москвы, является чрезвычайно актуальной. Могу сказать, что в соответствующем постановлении правительства мы не только утвердили схему размещения объектов по переработке и утилизации отходов, дали задание на их проектирование и строительство, мы фактически утвердили основные принципы или даже концепцию городской целевой долгосрочной программы по обращению с коммунальными отходами. Такую программу чрезвычайно важно принять уже в этом году. – Многие годы отходы из Москвы просто вывозили на областные полигоны. Сейчас поговаривают, что их ресурсы выработаны почти полностью. Значит ли это, что сотрудничество с областью в сфере утилизации мусора закончится? – Учитывая целый ряд факторов, таких как: нехватка земли в городе, экологические требования, размер санитарно-защитных зон и другие, можно сказать со всей определенностью, что Москве будет чрезвычайно трудно самостоятельно решать вопросы обращения с отходами производства и потребления. К сожалению, пока мы можем говорить исключительно о программе для города Москвы, пока мы рассматриваем СВОИ схемы и готовим СВОЮ городскую программу. Московская область только что утвердила собственную программу «Об утилизации и переработке бытовых отходов на территории Подмосковья до 2010 года». Хотя очевидно, что большая часть проблем, связанных с коммунальными отходами, может быть решена только Москвой и Московской областью совместно. Нужно вырабатывать стратегию обращения с отходами, создавать современную техническую базу их переработки, обезвреживания и хранения отходов всего Московского региона. – Насколько серьезна сегодня в Москве проблема мусора? – С одной стороны, мы развиваем техническую базу городской системы обращения с коммунальными отходами, используя средства бюджета города и городскую собственность, – строятся мусоросжигательные заводы, мусороперегрузочные станции, полигоны. Но уже возникает вопрос: кто повезет туда эти самые отходы и каким образом? Он отнюдь не риторический. Сегодня мы теряем рычаги влияния на систему сбора и вывоза мусора. Одним из главных источников образования отходов является жилой сектор. До последнего времени проводником городской политики в сфере обращения с отходами были районные дирекции единого заказчика – ДЕЗы, принадлежащие городу и действовавшие по его поручению. Теперь, согласно новому Жилищному кодексу Российской Федерации, многоквартирными домами должны управлять либо ТСЖ и ЖСК, объединяющие самих собственников квартир, либо управляющие компании, действующие в интересах и по заказу тех же самых собственников квартир. Договоры, связанные с обеспечением дома всем необходимым, в том числе и договоры на вывоз мусора, заключают они. В результате на рынке вывоза мусора работает уже более 90 компаний, которые направляют отходы примерно на 50 принимающих объектов. Доля городских структур здесь чрезвычайно мала. – Так, может, это к лучшему? В том смысле, что для городских властей одной проблемой меньше. – Да, может показаться, что такая система – торжество рынка и конкуренции. Но в то же время бесконтрольность и дикость этого рынка создает угрозу экологической и санитарной безопасности для города в целом. Частная управляющая компания или ТСЖ заинтересованы в минимальной стоимости вывоза мусора. Им все равно, каким транспортом пользуется вывозящая компания и куда она повезет эти самые отходы – на мусоросжигательный завод, на полулегальную свалку в области или вообще свалит все в близлежащий овраг. А ведь существует логистика перевозки мусора. Получается, что в настоящий момент мы не знаем, сколько мусоровозов выезжает на улицы города и каким маршрутом они следуют, создавая дополнительные пробки и роняя по пути куски своего груза. Аналогичная ситуация складывается и в нежилом секторе. Огромное количество организаций являются негосударственными и также вольны в своем выборе. Если посмотреть на опыт наших европейских и американских коллег, мы увидим, что в крупнейших столицах мира, славящихся своей рыночной экономикой и антимонопольным законодательством, существуют, как правило, один заказчик и один, максимум два подрядчика по вывозу, переработке и утилизации мусора. Нам необходимо вырабатывать правовые подходы, которые позволят создать достаточно жесткую и эффективную систему вывоза, утилизации и хранения коммунальных отходов. Это важно для обеспечения безопасности человека и городского сообщества в целом. – Но совсем недавно был принят Московский административный кодекс, где одной из самых больших и жестких глав является глава об экологических преступлениях и безопасности. Каких законов нам еще не хватает? – К сожалению, одного городского законодательства здесь недостаточно. Необходимо вносить изменения в ряд федеральных законов. И соответствующие законодательные инициативы необходимо срочно готовить. Пока, разумеется, нам нужно использовать возможности влияния на негосударственный жилой и нежилой сектора, которые имеются в рамках действующего законодательства. Как вариант – внести соответствующие разделы в договоры аренды городской земли и городской недвижимости, а также в договоры, которые будут заключаться с управляющими компаниями и ТСЖ на получение городских дотаций и субсидий. Одновременно необходимо создавать систему государственной сертификации компаний, работающих на рынке обращения с отходами. Также необходимо с участием органов государственной власти в округах и районах Москвы создавать систему учета и отчетности по вывозу и утилизации мусора. Вводить дополнительные меры административной, а возможно, даже уголовной ответственности для лиц, нарушающих федеральное и московское законодательство по обращению с коммунальными отходами. Повторюсь, но хочу еще раз подчеркнуть, что вывоз и утилизация мусора – не только одна из отраслей экономики. Эта сфера непосредственно связана с качеством жизни москвичей, их безопасностью, их здоровьем.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.