Церетели выставил свое добро, и едва ли не вся Москва пришла на него посмотреть
[b]В Академии художеств на Пречистенке – прибавление. К внушительным выставочным площадям РАХ наконец присоединился свежеотделанный атриум – внутренний двор, перекрытый стеклянной крышей. В нем выставлена монументальная скульптурная композиция «Познание добра и зла» Зураба Церетели. В «старых» залах представлены другие новые работы (скульптурные и живописные) президента академии, который устроил перед открытием экскурсию для толпы журналистов по своей экспозиции.[/b]«Добром и злом» публику манили уже давно. Работа представляет собой пятнадцатиметровое яблоко (которое установлено в центре дворика) плюс горельефы на стенах усадьбы, изображающие библейские сцены. По размаху эта работа Церетели вряд ли, конечно, поспорит с Петром, но камерной ее назвать трудно. Однако любовно помещать ее под крышу атриума – идея вовсе не праздная. Если бы не единое пространство, созданное стенами усадьбы (на них смонтированы «Сотворение неба и земли», «Крещение», «Рождество Христово» и другие горельефы, окружающие яблоко), от «добра» ничего не осталось бы, потому что ядро композиции – это самое яблоко – оно про зло. И оно — вполне отдельное произведение, которое недвусмысленно заявляет, что вначале был соблазн, а все остальное, в том числе и Библия, пришло потом. Получается ли у горельефов на равных противостоять «яблоку», а не просто его «обрамлять» — большой вопрос.В соблазн все желающие могут войти: яблоко с «дыркой». Внутри – деревянные скамьи, как в готическом соборе, музыка настраивает на возвышенное, посередине стоят вполне натуралистичные бронзовые Ева и Адам, а на стенах изображаются сцены из Камасутры. Яблоко напоминает не то непонятно чей храм, устроенный в подземелье, не то вполне мирное «яйцо» Христофора Колумба (одна из самых «громких» работ Церетели).Словом, зло у него получилось не очень страшное. А живописные работы, помещенные во внутренних залах РАХ, почти все – про добро. От портрета мамы и Чарли Чаплина до шелкографий с «Чудаками» и «Птичницами». От фантазий на темы Пиросмани до скульптурных портретов выдающихся современников. К созданным ранее Бродскому и Ахматовой в этом году присоединились супруга мэра Москвы Елена Батурина, Юрий Башмет и Иосиф Кобзон, а также сам автор (автопортрет с атлетическим обнаженным торсом). А новый скульптурный портрет Юрия Михайловича Лужкова изображает столичного градоначальника с метлой в руке.