Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Роман Балаян отвечает на вопросы корреспондента "Вечерки"

Развлечения

После четырехлетнего перерыва Роман Балаян снял новую картину и представил ее на Московском кинофестивале. В «Райских птицах» именно так называется новый фильм режиссера – автор «Полетов во сне и наяву» остался верен себе: искренняя человеческая история, рассказанная в неторопливой стилистике 80-х, нравственные искания интеллигентных героев и …полеты, только на этот раз в основном не во сне, а наяву.Летают в фильме сам Олег Иванович Янковский и Оксана Акиньшина с Андреем Кузичевым, точнее, их герои. Действие происходит в 1981-м, до «свободы слова» и прямых трансляций заседаний Верховного Совета долгих четыре года, и пока немодно открыто заявлять о своих политических предпочтениях.Начинающий писатель Сергей Голобородько (Андрей Кузичев) знакомится с коллегой-мэтром (Олег Янковский).Последний настолько потрясен романом молодого автора, что решает отложить долгожданный отъезд в Париж, где он вместе с юной подругой-музой Катенькой (Оксана Акиньшина) собирается обосноваться на ПМЖ , дабы научить юное дарование летать. И несмотря на то, что полет в данном контексте - понятие метафорическое, в небесах герои парят взаправду.[b]Ностальгия по совку[/b] – Роман Гургенович, почему вам все хочется заставить своих героев летать? – Может, это смешно, но я действительно все время хотел, чтобы мои герои летали по-настоящему – когда снимали «Полеты…», я всерьез об этом думал. Но тогда Янковскому повезло. Мне показалось, что это технически трудноосуществимо, и его герой летал все-таки во сне. Но эта мысль не давала мне покоя, и в «Ночь светла» я ввел эпизоды с полетами. А теперь вот не удержался и заставил их летать почти весь фильм.– Но это ведь было не единственной мотивацией снимать именно эту историю? – Первоначально меня «мотивировала» книга Дмитрия Савицкого «Вальс для К». Она меня, признаюсь, настолько возбудила, что я со словами: «Вот, может, тебе покажется интересным», – показал ее своему другу Рустаму Ибрагимбекову.Он тоже возбудился и написал сценарий, который мне сразу дал ощущение подлинности. История стала для меня реальной, не вымышленной. Я захотел рассказать о том времени, которое теперь стало несколько идеализироваться.Сейчас, на мой взгляд, возрождается некоторая «ностальгия» по советским временам. Люди, измученные необходимостью бороться за существование, не прочь вернуться в те времена, когда большинству было гарантировано «маленькое социалистическое счастье», и 70%, в общем, были почти довольны своей жизнью, тем более, что не видели другой. Но для оставшихся 30 – в основном, для представителей творческой интеллигенции – эта атмосфера несвободы была невыносимой. И я хотел рассказать именно о них.[b]Свобода – это дорогое удовольствие [/b]– А как сейчас, по-вашему, живется этим самым 30 процентам? Как сейчас у них обстоят дела со свободой? – Не очень хорошо. Я думаю, многие чувствуют себя несвободными. Кому как повезло. Некоторые успешно «сели» на вторую волну – в том числе, может быть, и я. Вот ведь, дают снимать. А у многих – очень достойных и талантливых – не получилось.– А герой «Райских птиц» молодой писатель – нашел бы он себя в новом времени? – Думаю, нет. Это тоже посвоему безобразное время. Переходное время – оно морально, нравственно угнетает.– Вы говорили об этом еще четыре года назад в одном из интервью. И еще признались, что у вас сложные отношения со свободой. «Когда дали свободу, как ни странно, у меня пропало желание снимать кино. Мы были воспитаны невольниками, которые мечтали о свободе, а получилось, что когда отпустили на волю – одни пошли в беспредел, а для других не стало стен, которые надо рушить», – сказали вы. Подобное происходит и с вашим героем, когда он, чудом спасшись от доблестных гэбистов, оказывается в Париже и получает, казалось бы, и долгожданную свободу, и контракт с издательством. Но он уже ничего, по сути, не хочет и не может: ни писать, ни летать… – Что делать, мы так устроены. Для нас свобода должна быть корнями там, где ты живешь. Тогда это в кайф, а на чужбине – совсем не то. Менталитет у нас такой.– Получается, без свободы художнику плохо, а с ней, родимой, еще хуже. С другой стороны, вы в тех же «Райских птицах» доказали, что и под давлением выбор не велик: либо кладбище, либо психушка. Можно еще, конечно, стукачом попробовать… – По поводу психушки – мы, конечно, ситуацию усугубили. И по поводу времени – тоже все гораздо сложнее. Мы все-таки говорим о внутренней свободе. Для меня это, когда человек находится в гармонии с самим собой.Внутренне несвободным можно быть при любом строе, также, впрочем, как и внутренне свободным. Когда ты можешь позволить не делать то, что тебе не по душе. Не хочу, чтобы это прозвучало хвастовством, но, я старался, чтобы у меня это получалось. Я никогда не предавал себя, никогда не снимал «нужных» фильмов, хотя возможности, поверьте, были. И быть свободным было тяжело, а материально еще тяжелее. Сейчас я тоже снимаю именно то, что хочу и как хочу, хотя иногда и слышу упреки в старомодности, несвоевременности и т.д.Но я такой, какой есть, и с этим уже ничего не поделаешь. Свобода в любые времена – это дорогое удовольствие… [b]Проверенные кадры[/b] – Вас не обижает, что все ваши работы сравнивают с «Полетами во сне и наяву»? – Я уже привык к сравнениям и отношусь к этому абсолютно нормально. Безусловно, «Полеты…» стали для меня определенной вехой. Для меня было очень важно снять этот фильм, это была моя гражданская позиция. И его, кстати, в свое время тоже не все приняли и мнения были самые разные: начиная от того, стоит ли делать главным героем такого странного парня, и заканчивая какими-то уж совсем смешными, я уже их даже и не помню. Так что мне не привыкать ни к сравнениям, ни к критике. Главное – Янковский сразу принял роль, поверил в нее на подсознательном уровне. К тому же он не просто отличный актер, но и мой хороший друг, хотя мы можем месяцами не созваниваться. И именно его я изначально видел в этой роли.– А на роль Сергея Голобородько вы сразу пригласили Андрея Кузичева – он ведь тоже «проверенный кадр» и уже у вас снимался? – На эту роль мы сначала планировали лидера украинской группы «Океан Эльзы» Святослава Вакарчука. Несколько раз встречались, и Святослав произвел на меня сильное впечатление. К тому же он очень популярен на Украине, и это тоже было серьезным аргументом в его пользу.– Но почему ваше сотрудничество не сложилось? – Причина банальная – Святослав записывал новый альбом, много гастролировал, и у него просто не было времени на съемки.– Сейчас все большим успехом пользуются фильмы о мужском кризисе среднего возраста… – Это еще раз подтверждает: времена меняются – проблемы остаются. И они, эти проблемы, всегда актуальны: будь это кризис среднего возраста или одиночество, или, как мы с вами говорили, вопрос творческой свободы. Я уверен: если ты рассказываешь о том, что тебя по-настоящему волнует, всегда найдутся те, кому это будет интересно.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.