Вера Сотникова: «И глава управы может влюбиться!»
Рыжеволосая фея Вера Сотникова – Лара в «Докторе Живаго», Маша в «Трех сестрах», Маргарита в «Мастере и Маргарите». Сегодня хрустальная мечта мужчин бывшего Советского Союза играет ... главу районной управы – в сериале «Управа» на канале «ТВ Центр».И эта роль ей не менее к лицу. – Вера, для того чтобы лучше войти в нетрадиционную для себя роль, вы сейчас даже читаете специальную литературу. Что за книги? – Вот, могу даже показать – «Система муниципального управления». Это теперь мое чтение на ночь. Скажу, что, почитав эту книгу, я поняла, какая я счастливая, что я актриса, а не муниципальный работник. А уж тем более не глава управы.– Глава управы звучит скучновато. Вы не хотели добавить вашему образу сексуальности? – Я надеюсь, что мне удалось создать образ умного и строго чиновника, но при этом еще и женщины, у которой есть семья, любимые дети. И еще она может действительно по-настоящему влюбиться. Окончательно и бесповоротно! – Вы играли аристократок, богемных персонажей, а тут достаточно неожиданный и вполне жизненный проект – «Управа»... Не было опасений, что это может повредить вашему имиджу? – Нет, не было. Я все делаю искренне. А что может быть интереснее реальной жизни, пусть даже главы управы? Поверьте, передо мной такие судьбы прохо- дят, такие кружева плетутся... Вы знаете, вот мы сейчас разговариваем с вами, и мне вспомнилось.Как-то в Милане, в старинном замке Сфорца, меня до глубины души потрясла фреска Леонардо да Винчи. В принципе, вроде бы ничего особенного – просто расписной потолок, просто переплетенные ветви дерева с листьями, и все. Но ты заходишь в зал, где она находится, поднимаешь глаза, и наступает момент полного оцепенения... Или концентрации? Первые вопросы – зачем это? что это? А потом ты начинаешь понимать – так это же вся наша жизнь! Я вдруг увидела ветку, которая «посвящена» конкретно мне, и у меня потекли слезы. Я долго-долго стояла на одном месте и не могла оторвать глаз. Вот что значит – послание гения. Казалось бы – ничего, кроме веток с листьями, а на самом деле – столько информации, столько эмоций исходит «с потолка»! Моя подруга рассказывала, что они со своим приятелем, увидев эту фреску, просто взяли и легли на пол. Лежали и смотрели с открытыми ртами, как на небо со звездами, пока их служащие не попросили встать.– Ваша судьба каким-то странным образом переплетается с судьбами героинь ваших театральных, кинематографических работ? – Только не дай бог закончить жизнь, как некоторые мои героини. Если говорить об огненном, страстном существовании – да, с этим я согласна. Но трагического финала, как, допустим, у Айседоры, я себе не пожелаю. Никакой звездной смерти мне, пожалуйста, не надо! Я хочу быть счастливой и счастливо умереть в окружении внуков, как обыкновенный человек. И я знаю, что все будет так, как я сама себе пожелаю, придумаю. Все будет так, как я захочу. Главное – хотеть в правильном направлении...– Вы сыграли так много разных женщин. Какой образ вам ближе всего? – Я думаю, что все-таки айседора Дункан из спектакля, который я играю в театре Виктора Виктюка. По мере погружения в литературу о Дункан я была просто потрясена этой уникальной женщиной и удивлена, насколько мы с ней похожи: и по восприятию искусства, и по каким-то чертам характера.– А я-то думала, что вы назовете Маргариту.– Я понимаю вас. Мне посчастливилось, скажем так, дважды встретиться с Маргаритой. Сразу после института я играла в спектакле «Мастер и Маргарита» с труппой МХАТа. И, конечно, та моя Маргарита и сегодняшняя – абсолютно разные женщины. Прошло время, изменились мои взгляды на жизнь, и я уже по-другому увидела этот роман. До сих пор спрашиваю себя: почему вместо жизни на Земле Воланд предлагает Маргарите и Мастеру покой, то есть смерть? За что? По Булгакову, трусость – самый страшный порок, а Маргарита два-__ жды предала, дважды струсила: сначала боялась сказать своему мужу, что любит другого, а потом в самый трудный для Мастера момент оставила его, и он сошел с ума. Видимо, за это.– Как думаете, что нельзя прощать мужчине? – Нелюбовь. В этом случае надо расходиться, нельзя себя заживо хоронить в неудачном браке ни ради ребенка, ни ради внешнего благополучия. Только расставаться нужно без скандалов, чтобы не травмировать детей.– А как вы уходили от своих мужчин? – По-разному. От первого ушла потому, что во второго влюбилась, от третьего потому, что надоело быть его нянькой, сестрой милосердия. Я уходила сама, поэтому, возможно, не так сильно страдала и мучилась.– Многие звезды экрана не делают макияж в повседневной жизни.Видимо, надоедает грим на работе… – А я не разделяю такую точку зрения. Мои тона в косметике довольно яркие: в основном использую темно-красную помаду, голубой карандаш для глаз, синюю тушь, темные тени. Причем я задавала себе вопрос: «Почему меня тянет к таким насыщенным тонам?» И, знаете, нашла на него ответ. Это определенный способ защиты перед окружающим миром, своего рода оберегающая маска. Она дает невероятную свободу: когда ты в ней – можешь играть все что угодно! И я знаю, каким образом расставить на ней акценты, нарисовать нюансы, например сделать лицо строгим, романтичным… – Часто балуете себя шопингом? – Как всякой нормальной женщине, мне нравится ходить по магазинам и что-нибудь себе покупать. Шопинг – это важная терапия. Кажется, Элизабет Тейлор сказала: «Если вам хочется иметь дорогого друга – идите и купите себе бриллиант!» – Какую самую большую сумму вы можете потратить на собственный гардероб? – Скажу так. Живя одно время с довольно небедными людьми, я меньше тратила на одежду, нежели сейчас, поскольку видела, как тяжело им достаются деньги.Могла отказать себе в сапогах за тысячу долларов. Но как только стала зарабатывать собственные деньги, решила больше себя баловать. Безусловно, не забываю при этом маму и сына.– И за покупки себя никогда не ругаете? – Только в том случае, если вещь слишком долго лежит невостребованной.– Вера, а что вам помогает абстрагироваться от проблем и неурядиц? – Я ухожу от негатива любыми способами – не замечаю, не слышу, не вижу и не делаю плохого никому. А если сталкиваешься в жизни с агрессией, нужно понять: человеку, который поступает так по отношению к тебе, очень плохо. Но не могу сказать, что если меня бьют, я подставляю другую щеку.– Как вы восстанавливаетесь после душевных травм, тяжелых ролей? – Читаю книги по психологии, эзотерике, занимаюсь йогой. Надо уметь выходить из актерского фантома, сбрасывать с себя прежний образ, чтобы он не мешал жить дальше. Заканчиваешь спектакль, садишься в машину, абстрагируешься от сыгранной роли – и теперь ты просто Вера Сотникова. Если собрать все мои роли по амплитудам, страстям и энергетическим выплескам, можно просто сойти с ума.– Наверное, только отдых помогает вам забыть про работу… – Я много езжу и по стране, и за границу. Особенно люблю Францию. Иногда мечтаю: «Хорошо бы иметь небольшую квартиру в Париже!» И больше нигде в мире! Хотя когда куда-то уезжаю, начинаю скучать по своей уютной квартире. Я люблю свой дом, Москву.– Ни одной главы в своей жизни не хочется переписать? – Одну переписала бы... Каждый час расставания с маленьким сыном. Чувство вины перед Яном до сих пор не дает покоя.Получается, что я не насытилась сполна материнским чувством. Я его безумно любила и люблю. Но Ян уже взрослый. Сейчас я ему не так нужна, а тогда... Тогда он был такой беззащитный... Сердце рвется на части, когда вспоминаю, что пропустила главные моменты.[b]ДОСЬЕ «ВМ» [/b]ВЕРА СОТНИКОВА родилась: 19 июля 1960 года в Волгограде.Образование: окончила актерский факультет Школы-студии МХАТ.Семья: не замужем, есть сын – Ян.Карьера: в 1984 году была принята в труппу Московского драматического театра на Малой Бронной. Через три года перешла в Московский театр «Школа драматического искусства» – Театр Европы Анатолия Васильева. Играла во МХАТе им. М. Горького и в театре Виктора Виктюка.Фильмография: фильмы «Внимание! Всем постам…», «Десять лет без права переписки», «Захочу – полюблю», «Рыцарский роман», «Слова и музыка» и другие, сериалы «Роман императора», «Королева Марго», «Пятый угол», «Театральный блюз», «Любительница частного сыска Даша Васильева» и другие.