Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Московскому троллейбусу исполнилось 75 лет

Общество

Впрочем, «рогатый» мог появиться на улицах Москвы почти десятью годами ранее – впервые о троллейбусных линиях в Москве заговорили в 1924 году, но для реализации проекта не хватило средств. Вернулись к идее спустя восемь лет, в 1932-м. Инициатором внедрения троллейбусного транспорта стал Лазарь Каганович.А теперь без этого вида транспорта невозможно представить себе Москву, особенно – Садовое кольцо с исторической «Букашкой» и 10-м маршрутом. Конечно, сегодня его жизнь не столь привольна, как, скажем, еще лет 15 назад, он привязан к своим проводам и порой автотранспорт создает ему помехи или он их создает – для автотранспорта. С другой стороны, троллейбус на сегодняшний день – самый экологически чистый пассажирский транспорт Москвы.Сначала планировали проложить сразу несколько линий – от Дорогомилова (моста Окружной железной дороги, ныне район станции метро «Кутузовская») до села Сетунь (в Кунцеве), по Волоколамскому шоссе до поселка Губайлово (ныне часть города Красногорска) и по Хорошевскому шоссе до Хорошева. Но в 1933 г. окончательно было решено строить первую линию по Ленинградскому шоссе от Тверской Заставы до села Всехсвятского (ныне – район станции метро «Сокол»).К слову: первыми троллейбусами на московских улицах вполне могли бы стать немецкие машины, но у Наркомтяжпрома не хватило денег для их закупки. И в декабре 1932 года разработка отечественного троллейбуса была поручена сразу нескольким заводам. Шасси собрали в Ярославле – не мудрствуя лукаво, просто взяли «тележку» от автобуса Я-6. Кузова собрали на ЗИСе (ныне – АМО ЗИЛ). К 1 ноября были готовы два троллейбуса ЛК («Лазарь Каганович»), правда, без «начинки». Ее установили на заводе «Динамо»: электрооборудование было собрано по американским чертежам, так что на концах штанг первых советских троллейбусов стояли роликовые токоприемники.Что же получилось в результате? ЛК имел в длину 9 метров, в ширину – 2,3 метра и весил 8,5 тонн. Предельной для него была скорость в 50 км/ч при полной нагрузке.В салоне было 37 мягких кресел для сидения. Двери открывались вручную – передние водителем, задние кондуктором.К осени 1933 года от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе протянули линию длиной 7,5 километров. К слову: она была однопутной: сначала троллейбус шел в одну сторону, потом – обратно.Ходовые испытания начались 4 ноября 1933 года, причем на них история троллейбуса могла бы и прерваться.При возвращении в цех завода «Динамо» пол не выдержал веса 9-тонной машины ЛК-1 и провалился. Троллейбус был разрушен… Так что в «официальном прогоне», когда троллейбус принимал сам Никита Хрущев, приняла участие машина ЛК-2. На следующий день на первом и единственном троллейбусе прокатилась приемная комиссия во главе с председателем Моссовета Николаем Булганиным, а с 11.00 15 ноября началось регулярное движение по первому в Москве троллейбусному маршруту, который ЛК-2 преодолевал за полчаса.Вот так и началась история нового для Москвы вида транспорта. В том же году было собрано еще 10 машин, после чего изготовлением троллейбусов занимался Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ). В январе 1934 года первую линию продлили от Тверской заставы до площади Революции, а к концу того же года появилась и вторая линия – по Арбату. А в конце 1938 года в Москве было уже 10 маршрутов.В 1937 году из Великобритании доставили первый двухэтажный троллейбус – он ходил по Тверской улице. Потом по его образу и подобию в Ярославле собрали еще 10 таких машин.Во время войны часть линий была сокращена, некоторые троллейбусы переделаны в электрокары: они возили дрова, продукты, стройматериалы, боеприпасы… В октябре-ноябре 1941 года 105 троллейбусов эвакуировали в Самару, откуда часть из них попала в Челябинск, Свердловск и Новосибирск. Их использовали для открытия в первых трех городах троллейбусного движения. В 40–50-е годы, несмотря на трудности, отечественные заводы выпускали для столицы новые, современные машины. Пиком развития троллейбусного хозяйства стали 1960-е гг. С 1960 г. по 1972 г.сеть линий увеличилась с 540 до 884 км. Общая длина троллейбусной сети к 1960 г.достигла 1253 км и уже с 1961 г. являлась самой протяженной в мире. К началу 90-х троллейбусы ежедневно перевозили до миллиона пассажиров! В свои 75 московский троллейбус ничуть не устарел и по-прежнему без устали возит горожан по переполненным транспортом городским дорогам.[b]Справка «ВМ»[/b] На сегодняшний день в Москве насчитывается 85 троллейбусных маршрутов, на которые выходят 1597 машин. И хотя из-за транспортных проблем часть линий была сокращена (например, 33-й маршрут), троллейбусный транспорт сегодня активно развивается в Подмосковье – в Химках, Видном, Подольске. [b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[/b]Сегодня первый читатель этого номера «Вечерки» и главный критик (по-газетному – «свежая голова») – Михаил СОЛОМЕНЦЕВ, председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города. Ему и адресованы в этом номере наши вопросы.Вы давно ездили на троллейбусе? – В последний раз я ездил на троллейбусе этим летом.А вообще, просто мечтаю прокатиться на знаменитом «Синем троллейбусе», послушать авторскую песню, предаться хорошим воспоминаниям и мыслям.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.