- Город

Объединять русских сложно, но можно

«Желтый» уровень опасности погоды продлили в Москве до 19 февраля

Россиянка заразилась коронавирусом на круизном лайнере в Японии

Синоптики рассказали, какой будет погода в марте

Грудинин ответил судье КС на слова о «незаконно созданном» СССР

Длинные выходные ждут россиян из-за Дня защитника Отечества

Политологи объяснили слова Зеленского о выборах в Крыму

Что известно о напавшем на прихожан храма в центре Москвы

Протоиерею ответили на слова о «бесплатных проститутках»

Врач опроверг заявления о вреде любого количества алкоголя

Новый русский миллиардер. Как Николай Сторонский заработал состояние

Избившая таксиста участница «Красы России» рассказала об инциденте

«Классическая схема»: как экс-глава управления ФСИН мог пронести пистолет в суд

Политолог объяснил нервное поведение Лукашенко

Что нужно успеть сделать москвичам до 1 марта

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

Алла Пугачева поделилась своей заветной мечтой

Объединять русских сложно, но можно

Татьяна Дербенева ответила на вопросы журналиста

Способность отдельных обществ и объединений «русских за рубежом» консолидироваться в единую сильную организацию, готовую конструктивно сотрудничать с исторической родиной, – вещь очень важная и, к сожалению, редкая. Однако нашим соотечественникам в Дании, кажется, удалось преодолеть феодальную раздробленность: сейчас все русские общества – их около 15 – объединены в единый Конгресс. Прокомментировать ситуацию мы попросили Татьяну ДЕРБЕНЕВУ, представителя Дании в Международном Конгрессе российских соотечественников. Татьяна Максимовна – Сопредседатель Конгресса русскоговорящих Дании, старший референт Российского центра науки и культуры, художественный руководитель и актриса театра «Диалог» в Копенгагене. До отъезда из России играла в Ленкоме. – Татьяна Максимовна, в чем всетаки секрет? Во многих странах именно споры между русскими обществами становятся причиной неудач, а в Дании, похоже, нашли путь к согласию… – Да, нам удалось добиться мира и дружбы. Не секрет, что российские граждане за рубежом далеко не всегда находят общий язык. Возникают конфликты, причина которых — излишние амбиции. Мы в Дании, к счастью, сразу сумели это осознать и не стали делать выбор в пользу какой-либо одной линии деятельности, примирились со всеми направлениями, в которых может работать организация русских за рубежом. Своеобразным координатором стал Российский центр науки и культуры – многие наши объединения при нем и создавались, другие очень тесно с ним сотрудничают. «Русское Общество» – сейчас это, пожалуй, самая известная из всех наших организаций – появилось еще в начале 90-х. «Русский Дом» возник два года назад, тоже при поддержке Центра. На их примере как раз заметно многообразие: если Русское Общество определило для себя серьезную интеллектуальную направленность, проводит литературные вечера, издает журнал-альманах, то его младший коллега предпочитает повеселиться: они устраивают вечеринки, ставят мюзиклы. Результат – люди разделились по интересам, никто никому не мешает. Теперь, когда мы едины, нам намного проще искать спонсоров, а значит, наши возможности стали на порядок выше. – Среди работников вашего Центра тоже немало служителей Мельпомены, вы и сама относитесь к их числу. Может ли зритель видеть театральные постановки с участием русских артистов, живущих в Дании? – Конечно. При центре науки и культуры действует профессиональный датско-российский театр «Диалог», в котором играю и я. Он был создан благодаря помощи спонсоров из обеих стран, официально зарегистрирован, нашим первым спектаклем стала постановка по пьесе «Сорри» Гая. Главную роль сыграл Александр Михайлов – народный артист России. Конечно, он занимался этим недолго, его ждала работа в России, но я очень благодарна, что он дал согласие, поддержал наш театр. А сейчас мы готовим новый датско-российский проект спектакль «Императрица Дагмар», о судьбе матери последнего русского царя Николая Второго, датской императрицы Дагмар, в крещении ставшей Марией Федоровной. На Николая пойдет Александр Збруев, народный артист России. Я очень боялась, что он откажется – ведь играть нужно на датском языке. Недавно я была в правительстве Москвы и до сих пор не могу поверить, что нам подписали все бумаги, обеспечили юридическую основу… Я бесконечно благодарна всем, кто нам помог, и лично Юрию Лужкову. Такой проект делается впервые за всю историю отношений двух стран. – Вы коснулись извечной проблемы людей, сменивших культурную почву. На мой взгляд, это особенно актуально для тех соотечественников, у которых есть маленькие дети – как привить им уважение к России, как помочь не забыть русский? – Позвольте, я в ответ расскажу вам один случай. Как-то к нам в Центр позвонили. Русский язык говорящего был просто удивительно красив, без тени акцента. Человек спрашивал: «Скажите, душенька, какая у вас программа следующая? Я скучаю, дорогая, не забывайте меня»…Я в недоумении: кто же это говорит? «Это граф Иван Михайлович Толстой вас беспокоит». Я ему тогда расписание наших мероприятий рассказала, а потом мы еще много общались, он ходит на все поэтические встречи, гостиные, можно сказать, наш завсегдатай. Я как-то не удержалась и задала вопрос: «Ну как так получается: вы родились и получили образование уже в этой стране, но так роскошно говорите по-русски, а дети сегодняшних эмигрантов, учась здесь в специализированных русских школах, уже через год приобретают датский акцент? Для меня это загадка»… А он подумал и сказал: «Вы знаете, причина, наверное, в том, что мы-то русским языком дорожили и дорожим. Мы его культивируем. Наши родители переселились сюда так внезапно, так вынужденно, испытывали очень острую ностальгию… У нас в доме вообще был неписаный закон – говорить только по-русски. А сейчас приезжают молодые люди, которые хотят поскорее адаптироваться, найти работу и оставить прошлое позади». Это прозвучало очень грустно, и во многом граф Толстой был прав. – Как датчане воспринимают русскую культуру? – Однажды я пригласила «Виртуозов Москвы». Они приехали – хоть и без Спивакова, но ведь они часто гастролируют отдельно. Перед концертом музыканты сказали: «Не тратьте много денег на рекламу, нас и так знают». Мне и самой всегда казалось, что таким именам, как, скажем, «Виртуозы Москвы», Ростропович, Темирканов, и рекламы не надо. Спонсоры сняли огромный концертный зал, самый большой и престижный в Дании – и как же мне тогда, в 1993 году, было обидно, когда на концерте он оказался полупустым! Через некоторое время ситуация повторилась: я приглашала родной «Ленком» со спектаклем «Юнона и Авось» – сама ведь много лет проработала в этом театре, очень благодарна Марку Анатольевичу Захарову, который так много дал мне как человеку и актрисе… Хотелось показать людям спектакль, в котором я сама раньше не раз играла. И снова никакого внимания, никаких тебе аншлагов, хотя на этот раз мы потратили на рекламу очень много денег. Я была просто в панике – осталось 4 дня до приезда актеров, а билеты почти не покупают. Вот тогда я и осознала, что у датчан просто не было интереса к нашей культуре. Сейчас все потихоньку меняется: такие наши музыканты, как Темирканов, Плетнев, Кисин, неоднократно приезжают, становятся популярными. Еще в середине 90-х смотреть новости по телевизору было просто обидно: ни слова о России. Я тогда еще очень плохо понимала датский, выручал мой муж Стен. Когда он переводил мне содержание, у меня всегда возникал вопрос: как же так, наша страна такая большая, сильная – и вдруг о ней просто забывают. А потом к нам действительно стали приходить на курсы русского языка, потом канал «Копенгаген» выделил время для русскоязычного телевидения... По этим «симптомам» я и сделала вывод: именно сейчас и возможен коренной перелом в отношении Запада, и в частности – датчан, к нашей стране. Для этого прежде всего мы должны обрести чувство собственного достоинства. Если мы будем любить свою Родину, свои корни, нас тоже будут любить. А когда мы презрительно замечаем: «Я оттуда сбежал»… Лично у меня сразу пропадает уважение к человеку, если я слышу, как он поносит свою страну. Я не говорю, что мы идеальные – нет, мы очень сложные, неоднозначные люди, в нас много и хорошего, и плохого. Но мы очень перспективны, у нас богатый духовный и научный потенциал, яркая фантазия, способность к творчеству, которая проявляется буквально во всем. Вспомните «Кашу из топора» – это замечательная сказка. Из ничего можно сделать все. Главное — взяться за дело вместе.

Новости СМИ2

00:00:00

Антон Крылов

Нашелся россиянин, вмешавшийся в иностранные выборы

Анатолий Горняк

Протоиерей Дмитрий Смирнов и бесплатные проститутки

Екатерина Рощина

Посылка с жемчужиной

Сергей Лесков 

Овечка Долли и ее бедное сердечко

Ирина Алкснис

Решение о сбережении: почему россияне начали копить

Юрий Совцов   

И был нам голос... из Америки

Александр Лосото 

Спасибо за жуткие сказки про коронавирус

Элита общества. Судьба страны порой зависит от одной улыбки дипломата

ЕГЭ по английскому. Типичные ошибки

Почему люди бьются током: на детские вопросы на занятиях отвечают ученые

Существованья ткань сквозная. Памяти Бориса Пастернака