Москва работает над развитием своей туристической отрасли
Москва, и это ни для кого не новость, восьмое чудо света. Так что было бы странно, если бы миллионы туристов со всего света не приезжали полюбоваться одним из самых ярких и своеобразных мегаполисов мира. За минувший год Москву посетили 4 миллиона 100 тысяч зарубежных гостей, не считая гостей из российских регионов. А в новогоднюю ночь Красная площадь походила на удивительный карнавал: собравшиеся пели песни и поздравляли друг друга чуть ли не на всех языках мира.Неудивительно, что правительство Москвы возлагает большие надежды на туризм как на одну из статей пополнения городского бюджета и делает все возможное для того, чтобы пребывание туристов в городе было как можно более приятным и продуктивным.А что именно – об этом в интервью “Вечерней Москве” рассказал [b]председатель столичного Комитета по туризму Григорий АНТЮФЕЕВ.– Григорий Валентинович, первый вопрос, естественно, о результатах минувшего года.[/b]– В целом прошедший год был для нас неплохим, особенно до октября. Главный критерий развития туристской отрасли – рост въездного потока.Так вот, если судить по этому показателю, поток иностранных туристов в столицу увеличился на 2% по сравнению с 2007 годом. Это невысокий показатель по сравнению с предыдущими годами, однако 2008 год мы завершили в плюсе. Примечательно, что опять же в прошлом году впервые в истории современной России появилось Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Возглавил его Виталий Леонтьевич Мутко, толковый, вдумчивый руководитель. У нас с ним, к слову, давно сложились хорошие рабочие отношения. И вообще все шло к тому, что появляется серьезный вектор движения, позволяющий рассчитывать на заметный прогресс.У Москвы есть своя программа развития туризма – документ, принятый в 2000 году, рассчитан на десять лет. В программе есть цифры, показывающие, насколько год от года должен расти туристический поток. Потому что туристический поток – квинтэссенция всей нашей работы, то, за что бьются все туристские администрации мира, ибо речь идет о живых деньгах. Это даже лучше, чем торговать нефтью или газом. Потому что нефть выкачиваешь, продаешь, получаешь относительно легкие и быстрые деньги. А в туризме тоже получаешь относительно легкие и быстрые деньги, но при этом ничего не продаешь. Спрашивается, чем тогда торгуешь? Впечатлениями! Посмотрите налево, посмотрите направо – вот и весь товар. С вас столько-то долларов США.И вот за эти деньги – огромные деньги, десятки миллиардов долларов! – в мире идет жесточайшая борьба.Россия и Москва тут, увы, совсем не лидеры. Для сравнения: в Испании 60 процентов государственного бюджета – это туризм. Или не самая великая страна – Кипр, тут порядка 90 процентов бюджета – доходы от туризма. Причем доходы такие, которые позволяют поддерживать очень высокий уровень жизни населения. Пенсии выше, социальное обеспечение лучше, мало того, не торгуя нефтью, газом и лесом, киприоты покупают у нас ракетный комплекс СС-300.Замечу, что борьба за туристские потоки не всегда идет честно. Поучительный пример. Несколько лет назад активизировалось строительство на Черноморском побережье России, чтобы увеличить число россиян, отдыхающих летом на курортах Краснодарского края. Наши южные конкуренты за рубежом решили не оставлять без внимания эти процессы. И вот незадолго до начала летнего сезона ряд российских телеканалов, будто сговорившись, запускают репортажи о том, что, по прогнозам ученых, этим летом на курортах Краснодарского края ожидается землетрясение. Какие ученые?! Где и что они сказали?! Ни одной фамилии, ни одной ссылки ни на один источник.Словом, ничего не ясно, кроме одного: незачем россиянам ехать на свои юга, пусть отдохнут в Анталии или где-то в соседних краях. По нашим оценкам, такая информационная кампания – в российских, замечу, СМИ! – обошлась нашим конкурентам в солидную сумму, которая с лихвой окупилась. Видимо, существует некий аналитический центр, который просчитывает разные проблемные ситуации, координирует работу, располагает крупными финансами. У нас же, к сожалению, на уровне соответствующих ведомств эта ситуация вообще осталась без внимания.[b]– А сколько денег тратят на пропаганду российские регионы?[/b]– Сущие копейки. Я, правда, хотел к цифрам, к деньгам подойти чуть позже. Но раз вы спрашиваете… Мировой финансовый кризис чуть ли не в первую очередь бьет по туризму. И вот представьте: сейчас, дабы противостоять кризису, в общем-то крохотный Египет выделяет специально на продвижение туризма, на международный пиар дополнительно 1,2 миллиарда евро! Каково?! Испания находит дополнительно 400 миллионов, Турция – 400 миллионов, Франция – 200 миллионов. А что у нас? Я не знаю, как обстоят дела в целом по России, но если верить газетам, руководители Федерального агентства по туризму выделяют на продвижение России на международном рынке ежегодно 3–4 миллиона долларов. Ежегодно! На всю Российскую Федерацию! А, скажем, один город Париж, даже не Французская республика, только ее столица, тратит на международное продвижение ежегодно 70 миллионов евро.Притом что Париж, казалось бы, вообще в рекламе не нуждается. Оказывается, еще как нуждается! И возникает законный вопрос: неужели все на этом земном шаре берут и тратят миллиарды евро, долларов, фунтов на продвижение себя? Разумеется, нет; тут действует очень точный, очень холодный, очень прагматичный расчет.Легко поддающийся калькуляции. Вот я заказал несколько лет назад в НИИ статистики Росстата РФ исследование, сколько денег поступает в бюджет от туризма в Москве.Притом что число иностранных туристов в нашей столице в пять раз ниже, чем в Париже: у них 20 миллионов, у нас – 4.Так вот, статистики подсчитали, что 15 процентов бюджета – доходы от туризма. Если условно взять бюджет Москвы в размере 50 миллиардов долларов, то 7,5 из них доставляются туристической индустрией.Мне не поверили, сослались на данные налоговых отчислений, а там значилось всего-то 3 миллиона долларов. Я провел новый подсчет и установил, что на тот момент Москву официально посетили 3 миллиона туристов. Получается, каждый из них оставил у нас всего по одному доллару?! Спорили-спорили, сошлись на том, что доход не 15 процентов, а всего 7. Но и это – 3,5 миллиарда долларов![b]– А что в первую очередь нужно сделать для продвижения туризма в Россию?[/b]– Классических форм продвижения существует несколько. О первой – рекламе – мы уже говорили. Но у нас в стране никто не занимается международной рекламой. Ни одна организация, ни одно ведомство. Например, на каналах СNN, ВВС рекламу размещает только Московский комитет по туризму. Не нужно объяснять, что потенциальная телеаудитория этих каналов самая большая на земном шаре. Где, если не здесь, давать рекламу? Далее, возьмем международные выставки. Две самые яркие арены борьбы за туриста – Лондон и Берлин. Здесь представляют свои экспозиции около 200 стран мира. Видели бы вы, какие роскошные стенды у Папуа – Новой Гвинеи и Бермудских островов! Когда я первый раз приехал на такую выставку лет десять назад, было ощущение, что меня в грязи вывозили, – настолько убого и ничтожно выглядела наша страна. У той же Папуа – Новой Гвинеи большой яркий стенд, где выступают артисты, музыканты играют на национальных инструментах, раздают тамошние фрукты и сладости. Это прекрасно срежиссированное шоу, в котором участвуют множество людей.И вот мы начали делать свои стенды. По деньгам мы были послабее Бермуд. Но по крайней мере мы быстро установили прямые отношения с мэрами Лондона и Берлина, добились того, что они стали постоянными гостями нашего стенда.Мы подписали договор с Санкт-Петербургом о том, что участвуем в международных выставках единым стендом.После этого к нам потянулись регионы России. По поручению мэра Москвы создали Всероссийский координационный совет по туризму “Регионы россии – Московское соглашение”, куда на сегодня входит 68 субъектов РФ, почти вся страна. Наладили выпуск полиграфической продукции, собрали мировой опыт, сделали туристский информационный центр в Москве – фактически это всероссийская фирма с большим вычислительным центром, колл-центром и прочим, размещена она в Гостином Дворе. Мы постепенно собираем мировой опыт, учимся не просто завлекать туристов, а привлекать их.Например, мы каждый год что-нибудь придумываем на Масленицу, которую празднуют на Васильевском спуске.Однажды сделали самую высокую в мире стопку блинов – высотой с 5-этажный дом. Причем это была сложная операция. Сделали специальную несущую конструкцию, в которую собирались эти блины, металлические струны, чтобы “гора” не развалилась…В итоге попали в Книгу рекордов Гиннесса. А репортажи об этом прошли во всех крупнейших международных СМИ. Ни копейки мы не заплатили за пиар. Вот и надо придумывать подобные информационные поводы.И, наконец, самая наилучшая, самая эффективная пропаганда. Мы много лет занимаемся тем, что организуем пресс-туры для иностранных журналистов. Показываем им все, что хотим показать, и отправляем назад. А там у себя они пишут про все, что увидели, причем пишут, как хотят.Мы несколько лет назад привезли в Москву 10 американских и канадских журналистов. Приехали такие спокойные, уверенные в себе и в силе своих СМИ люди. Вели себя в целом вежливо, но снисходительно: мол, нам и так все понятно, что у вас тут. Но прежде чем мы выйдем из этого помещения, будьте любезны, обеспечьте нам милицейское сопровождение. Спрашиваем: зачем? – Как это зачем, у вас же кругом криминал. – Да нет, говорим, у нас нормально. И другие журналисты приезжали, ничего не было. С вами будет ездить наш сотрудник. Те – ни в какую: подавайте охрану! Их недоверие таяло очень медленно. День, два, три они были все-таки насторожены.Как-то однажды сказали: “Вы тут выстроили систему нашего передвижения по самым спокойным районам. У нас в Нью-Йорке есть районы, куда туристам нельзя заходить даже днем”.Хорошо, говорим, вот карта Москвы, в любое место можно зайти. Они посмотрели карту, выбрали места. Ездим по улицам, ищем криминал.Вот обычная улица, свет горит, ресторан работает, люди ходят. Всю ночь их прокатали.Они были в изумлении, когда в половине второго ночи их автобус встал в автомобильной пробке на Тверской. Или когда они в час ночи увидели работающий книжный магазин.Они действительно были изумлены. Через неделю попросили продлить срок пребывания еще на 7 дней – за свой счет. Затем вернулись по домам и опубликовали вполне позитивные репортажи.Или вот еще пример. Есть известный немецкий гастрономический критик Ремер, выпускающий свой журнал.Долго я уговаривал его приехать в Москву, отведать московской кухни. Он так же долго отказывался: мол, с уважением отношусь к Москве, России, но… какая там у вас кухня, давайте будем реалистами! В итоге поддался моему нажиму: “Приеду на один день. Больше никак не могу”.Прожил он в Москве неделю! Ремер прекрасно распознает мастерство повара, и он очень быстро понял, что лучшие повара Европы уже в Москве![b]– Мы так и не закончили тему экономического кризиса. Вы сказали, что после октября ситуация изменилась.[/b]– Да, наступают нехорошие времена. Есть занятия, где кризис почти неощутим. Например, печь булочки. Хоть кризис, хоть война, люди должны кушать. Значит, хлебопекарная промышленность работает, может быть, сейчас на пару процентов снизились объемы, но она работает годами, десятилетиями, столетиями. А, скажем, сталелитейная промышленность пострадала куда больше. Свернулось строительство.Туризм может потерять больше всех. Просто потому, что путешествия – это не то, что позарез необходимо человеку. Вот будут лучшие времена – съезжу, не будут – не съезжу. Наступивший год, конечно, вызывает много тревоги.По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), отрасль ждет заметное падение объемов. В лучшем случае – на десятки процентов. Это очень много, чудовищно много. А в худшем – в разы. Конечно, для нас очень важно в этот сложный период держать руку на пульсе, принимать точные решения в условиях ограниченного финансирования, которые позволят минимизировать влияние кризиса.[b]– Что нужно сделать для того, чтобы туристическую отрасль в Москве не раздавил кризис? Новые гостиницы, инфраструктура, транспорт, питание?[/b]– С 1980 года, когда отели строили к Олимпиаде, проблем с гостиницами не было. Отели ежегодно вводятся в городе, в последнее время – 10–15 в год. Общее суммарное количество гостиничных мест в Москве ежегодно растет на 1–3 тысячи. Поэтому никаких проблем не было и нет. Вместе с тем в СМИ регулярно появляются материалы, что столице не хватает трехзвездных отелей. На самом деле их избыточное количество. Даже с учетом растущего потока. Потому что средняя загрузка таких отелей в Москве не превышает 65 процентов в год. Когда городу потребуется больше отелей “три звезды” – бизнес сам на это отреагирует, уверяю вас.Общественного транспорта даже касаться не буду – он у нас лучший в мире. А что касается питания – то на каждом шагу в Москве если не ресторан или кафе, то фаст-фуд.Мне часто задают вопрос, что нового приготовил Комитет по туризму к следующему туристскому сезону. А что нового приготовил Комитет по туризму Парижа для туристов, приезжающих в Париж? А ничего. Потому что у них есть Эйфелева башня, Лувр, Триумфальная арка, Елисейские Поля и ничего нового. За новым езжайте куда-нибудь за город.Есть вещи, где ничего не надо трогать. Что в Кремле может быть нового? На Красной площади? В Пушкинском музее, в Третьяковке? Но при этом фронт наших работ огромен. Помню, в 1997 году завершалось строительство храма Христа Спасителя, и на одной из оперативок я сказал мэру Москвы: “Юрий Михайлович, счастливый вы человек, вам выпало историческое счастье – столько всего сделать. Мы, идущие следом за вами, такого счастья будем лишены”. Мэр сначала не понял, а потом сказал: “Внукам и правнукам твоим работать и не переработать в Москве. В любое время можно делать гигантские, колоссальные дела. Вопрос не во времени, в человеке. При чем тут время?!”