О том, как полезно быть архивариусом
САША ШАТАЛОВ написал книжку. Я узнал об этом раньше, чем книжка оказалась на моем столе. Последнее – приятно. Значит, помнит! С другой стороны, оно и понятно – есть что вспомнить.Шаталов – «вечерочник». Я начинал, когда он уходил. Прибившемуся к берегу Саша помахал рукой и отправился в свободное плавание. «Вечерка» многое потеряла, телевидение еще больше приобрело.Энное количество лет Саша еженедельно отправлял в мусорную корзину по книге. Это – поступок. У нас не принято выбрасывать книги – инерция, знаете ли, трепетная любовь к печатному слову, а тут сначала рассказывает о хороших, а потом берет одну и – раз! на глазах у миллионного телезрителя! – в отходы. По большей части я был с ним согласен, хотя сам бы не рискнул. Но, скажу откровенно, с Веллером и Довлатовым это ты, Саша, зря, мягше надо быть, человечнее.И вот Саша Шаталов написал книжку. Называется «Ящик» (издательство «Глагол», Книжный Клуб 36.6»). Саша – человек образованный. Ноблес облидж, однако. «Книжный» телеведущий, культуролог, издатель.Ну, думаю, что-то будет продвинутое, эфирно-эфемерно связанное с романом Кобо Абэ «Человек-ящик» и через него – со всей передовой мировой литературой: ну, одиночество, отстраненность, депрессия, короче, все по мейнстриму.Оказалось – нет. Другая книжка. И не роман вовсе. Действительно чтото вроде комода или, аккуратнее сказать, бюро, где ящик на ящичке, полочки-закоулочки и прочие потайные места. Хотя тайн как раз в книге нет. Все обнажено – и буквально, но чаще в переносном смысле слова.Попытался подсчитать – разделов семь, указано, – сколько миниатюр в книге. Не смог. За сотню – и сбился. А персонажей и подсчитывать не пытался. Хотя они того стоят. Что ни имя – алмаз, иногда ограненный до бриллиантового свечения. Это люди, с которыми Саша знаком, встречался, разговаривал – от гламурных подвалов до политических сфер. Ну и запоминал, естественно, сказанное, а больше – свои впечатления от услышанного и увиденного. Чтобы потом записать, как прилежный архивариус, выложить в Живом Журнале или припасти для… правильно… для «Ящика». Плюс набить в него то, что называется литературным анекдотом – случаи из прошлого, где герои, опять же, гранды и мастера.Книжку можно читать с любой страницы – очень прогрессивно! Но искренне советую не ограничиваться несколькими страницами, а заглотить десяток, не меньше. Иначе может случиться аберрация: или книжка покажется сплошь комплиментарной, или, напротив, оскорбительной до невозможности. Масса приводит к равновесию. Кстати сказать, именно эта масса наверняка убережет Сашу от тихой (громкой) ненависти ныне здравствующих героев. Во-первых, один и тот же человек, ну, скажем, Литвинова, Михалков, Уэльбек и даже В.В.П. (и еще сто примеров), предстает то в ореоле небожителя, то в геенном пламени. Во-вторых, Шаталов со всеми немилосерден, и это примиряет. Всем теткам по серьгам, всем дядькам – по лацканам. Так им и надо.О, кстати, есть в книжке миниатюра-предание о последних днях Велимира Хлебникова. Цитирую – уместно: «Хлебников, выходя на сцену читать стихи, через несколько минут на полуслове их обрывал и говорил: «Ну и так далее…» И действительно, зачем читать стихи со сцены? Как будто это какое-то развлечение».Вот и о «Ящике» Саши Шаталова можно сказать: «Ну и так далее…» Хотя никакое это не развлечение, а… Есть (было) такое течение в живописи – пуантилизм. Это когда сумма точек, стоит отойти на несколько шагов, сливаясь, создает живописное полотно – гладкое, чуть ли не объемное. «Ящик» Шаталова – нечто вроде. Советую. Без пыли.