Мягкорисующий объектив
[b]Хорошо, что спонсоры и меценаты все чаще оказывают поддержку фотоискусству. Вот и на этот раз группа компаний МИАН передала в дар Московскому дому фотографии большую коллекцию работ фотографов-пикториалистов.[/b]Слово «пикториализм» переводится просто – картинность. Действительно, работы фотохудожников этого направления иногда очень напоминают репродукции пейзажей Клода Моне или портретных этюдов Огюста Ренуара. Отсутствие резкости, расплывчатость форм, работа с тончайшими нюансами – это и есть пикториальная фотография. И конечно, начало ХХ века – время ее расцвета.Для того чтобы уйти от фотографичности в живописность, мастера применяли сложнейшие приемы: съемка «мягкорисующей» оптикой – для них выпускались специальные объективы «Никола Першайд», обработка отпечатков солями золота и платины, бромойль, гуммиарабик – всего не перечислишь. Российские фотомастера, такие, как Юрий Еремин, Николай Свищов-Паола, Александр Гринберг, Мирон Шерлинг и многие другие, завоевывали самые престижные премии на европейских фотосалонах.Увы, с приходом советской власти начались гонения на пикториальную фотографию. Нет, большевики фотографию очень даже любили, Ленин мечтал, чтобы у красноармейца, кроме винтовки, был и фотоаппарат.Апологеты пролетарского искусства призывали каждого пролетария учиться фотографировать. Но, естественно, для большевиков фотография была только средством пропаганды их идей. Пикториальная фотография для этого была непригодна, и ей объявили войну на уничтожение.Многие фотохудожники были репрессированы в 30-е годы. Те, кто уцелел, старались не афишировать свое творчество, скромно работая фотолаборантами.Казалось бы, развитие пикториальной фотографии зашло в тупик. Но прошло время, и интерес к ней возродился. Фотографы лучших «гламурных» журналов все чаще используют ее приемы. Да и в кино, когда героиня вспоминает свое босоногое детство, на экране возникают картины, удивительно похожие на творчество пикториалистов.История российской пикториальной фотографии доказала: в искусстве нет тупиковых путей. А вот непримиримая борьба с любым направлением художественного творчества – это и есть тупик. В нем и оказались партийные «искусствоведы в штатском». С чем мы их и поздравляем.А на выставку стоит сходить. Это интересно.