История песни
[b]Однажды услышал по радио передачу о творчестве Лидии Андреевны Руслановой. Называлась она «Песня-судьба». В ней прозвучал рассказ о ее песне-шедевре «Валенки», которая якобы сочинена была на фронте самой певицей. Она увидела у одного бойца рваные валенки, и у нее тут же родилась эта песня-экспромт. Мелодия тоже пришла сама собой и принадлежит Лидии Андреевне. Так ли это? У меня и у людей моего поколения в отношении истории рождения этой песни есть другие суждения. А что вы по этому поводу думаете? КРАВЦОВ Андрей Петрович, ветеран Великой Отечественной.[/b]Ну что я могу сказать по этому поводу? Для начала воспользуюсь случаем и напомню читателям нашей рубрики, что сегодня день рождения Лидии Андреевны Руслановой (1900–1973).Более сорока лет она выступала на сцене. Удивительный самородок, основательница нового, игрового, неординарного исполнения русской песни, она прожила в искусстве отнюдь не безмятежную жизнь.«Я знал очень много русских певиц, – вспоминал ее многолетний партнер по сцене Илья Набатов, – но такой русской певицы, как Русланова, я за долгую жизнь на эстраде не встречал! Если вы спросите, какой голос был у Руслановой – сопрано? Меццо-сопрано? Колоратурное сопрано? Ни то, ни другое и ни третье. У нее был русский голос со всеми его оттенками, широтой звука, задушевностью и необычайной силой воздействия. Широта ее творческого диапазона была необыкновенной – ей одинаково удавались и лирика, и трагедийность, и безудержная, развеселая удаль».«Все дело в том, – пытается ответить на вопрос о причинах огромной любви и популярности, которую обрели у народа руслановские песни, другой ее почитатель, выдающийся балалаечник нашего времени Михаил Рожков, – что она не знала, что такое равнодушие и холодное ремесленничество, – она выходила на сцену, чтобы раскрывать свою душу людям.– Сердцем зарабатываю, – сказала она мне как-то. – Да, именно сердцем, а это нелегкий вид заработка».Хотелось бы остановиться еще на одной грани руслановского таланта. Она была выдающимся интерпретатором песен своего народа, причем не только старинных, оставшихся нам в наследство от былых времен. Многие из них Лидия Андреевна в буквальном смысле этого слова «реабилитировала», как это, скажем, случилось с песней «Из-за острова на стрежень», слова и мелодия которой столько лет засорялись в застольном и кабацком исполнении разудалых бражников. Но вот за описание волжского похода знаменитого атамана Степана Разина взялась Русланова, и для всех нас открылась и воссияла трагическая история персидской княжны.Еще более яркий пример – ее вариант шуточной песни «Валенки». Песня эта существовала и исполнялась на эстраде уже в начале ХХ-го века, о чем свидетельствует ее издание, в котором авторство слов и музыки приписывается исполнительнице цыганских песен Насте Поляковой и именуется она в этой публикации «цыганской песенкой». Если отбросить в ней цыганский припев, то слова ее дошли до наших дней почти без изменений. От мелодии же этой песни в руслановской трактовке почти ничего не осталось.Я не однажды демонстрировал это в радийных и телевизионных передачах, где рассказывал историю песни.Руслановские «Валенки» не похожи ни на какие ранее известные нам напевы. В них, как справедливо отметил Виктор Ардов, «своя интонация, свой строй сюжета. Своя эстетика народной шутки».Всю войну Лидия Андреевна в числе многих других пела эту песню на фронте, выступая в составе концертных бригад. Об одном из таких выступлений певицы речь шла в очерке Валентина Катаева «Концерт перед боем», опубликованном в журнале «Огонек» (№30, 1942 г.): «В лесу, недалеко от передовой, где идет бой, осколки срезают сучья деревьев. На певице мордовский яркий сарафан, лапти. На голове цветной платок – по алому полю зеленые розы. И что-то желтое, что-то ультрамариновое. На шее бусы.Она поет. Ее окружает сто или полтораста бойцов. Это пехотинцы.Они в маскировочных костюмах. Их лица черны, как у марокканцев. На шее автоматы. Они только что вышли из боя и через тридцать минут снова должны идти в атаку. Этот концерт перед боем… Вот она закончила. Молодой боец подходит к певице. Он говорит: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней своей ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло. Спой еще…» И она поет. Но подана команда.Бойцы уходят в лес. Через минуту лес содрогнется…» И таких эпизодов за время войны у Руслановой было немало. А завершились ее выступления перед воинами в середине мая 1945-го в поверженном Берлине, на ступеньках рейхстага, о чем свидетельствует ставший давно уже хрестоматийным, снимок фронтового фотокорреспондента Г. Петрусова.Ее знаменитые «Валенки» прозвучали в том памятном концерте как гимн русскому воину, его душевной стойкости, мужеству и неиссякаемому оптимизму.Уже много лет нет на свете Лидии Андреевны Руслановой, а песни ее живут, звучат и, верится, будут звучать, пока живет и будет жить народ, которому посвятила она свое творчество. И будет жить в народе добрая память о ней – великой русской певице.[b]Валенки [/b][i]Валенки да валенки, Эх, да не подшиты, стареньки.Нельзя валенки подшить – Не в чем к миленькой сходить.Валенки, валенки, Эх, да не подшиты, стареньки.Ах ты, Коля, Коля, Николай, Сиди дома, не гуляй.Не ходи на тот конец, Не носи девкам колец.Чем подарочки носить, Лучше б валенки подшить.Валенки, валенки, Эх, да не подшиты, стареньки.Суди, люди, суди, Бог, Как же я любила.По морозу босиком К милому ходила.Валенки, валенки, Эх, да не подшиты, стареньки.[/i]