Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Экстаз Протасовой

Общество
Экстаз Протасовой

[i]«Земля, земля. Я — 616-й. Высота полета — 7 200. Скорость — 750 км/ч. Курс 118. Захожу на цель». Современный сверхзвуковой истребитель «МИГ-29» делает крутой вираж. Пилот нажимает на гашетку. Несколько секунд, и... вражеский объект уничтожен. Выполнив задание, на базу возвращается капитан [b]Светлана Протасова [/b]— единственная в России (говорят, и во всей Европе тоже) женщина — летчик-истребитель. Служит она в Воронежской области в Борисоглебском авиационно-учебном полку. Летный стаж — 500 часов. И с такой-то внешностью она хочет, чтобы мужчины-офицеры считали ее равной! [/i]— Раньше журналистов я не любила, — такими словами приветствовала Светлана нацеленную на нее фотокамеру. — А три года назад поняла, что из их визитов можно извлечь пользу. Написали обо мне в одной из российских газет, начальство прочитало. На следующий же день дали керосин для полетов. Позволили чуть ли не каждый день тренироваться. И не на тренажерах, а реально, в воздухе. Так что теперь я с вашей братией дружу.[i]Мы сидим со Светланой Протасовой в ее крошечной, не больше шести квадратных метров, комнатке, которую она снимает в единственной городской гостинице. Удобства, то есть душ, умывальник, туалет, — в конце общего коридора. Вода бывает только рано утром или поздно вечером, да и то не каждый день. Так что «побаловаться чайком» нам не суждено. Поэтому мы, как в детстве, пьем газировку и закусываем ее шоколадными конфетами — и то, и другое любимые девушкой лакомства. Обстановка в доме чисто спартанская, или, как говорит сама летчица, холостяцкая: кровать, два стула, шкаф для одежды, стол с видеомагнитофоном и миниатюрным телевизором. На стене висит крошечный допотопный холодильник. Подоконник заставлен кастрюлями, сковородками, мисочками и тарелочками. Передвигаться по этому «домашнему очагу» практически невозможно. Все свободное место на полу занято Машкой — огромной южнорусской овчаркой, три года назад подаренной Светлане на день рождения.[/i][b]— Ну и ради чего все эти лишения? [/b]— Конечно, ради полетов. Садишься в кабину истребителя, выруливаешь на взлетную полосу, отрываешься от земли, и все остальное перестает существовать — полный экстаз. Из-за таких минут и даже секунд не придаешь значения быту. Для меня главное в жизни — летать на военных истребителях. Конечно, хотелось бы на «СУ-27», судьба распорядилась иначе и позволила водить «МИГи», за то ей тоже спасибо.[b]— Как началось твое увлечение военной авиацией? [/b]— Мой папа — военный переводчик. Его часто переводили с одного места службы на другое. В детстве на пассажирских самолетах я из разных городов часто летала к бабушке в Москву. Любила заходить в кабину к экипажу, всегда пускали, смотреть на небо вокруг самолета, фантазировать, как будто сама управляю этой железной птицей. А уже в шестом классе поставила себе цель: стать военным летчиком. Когда прочитала «Двух капитанов» Вениамина Каверина, эта цель окончательно укрепилась. В десятом классе послала заявления во все российские авиационные училища, но отовсюду пришел отказ.Поступила в Московский авиационный институт на факультет самолетостроения. Окончила его и сразу же пошла в Запорожское летное училище ДОСААФ — единственное место, где девушки могли научиться летать на самолетах, пусть даже спортивных. В МАИ у нас преподавал Михаил Симонов — генеральный конструктор ОКБ «Сухой». Он знал о моей страсти к авиации и хотел создать в Жуковском группу женщин-пилотов с романтическим названием «Ласточки». Это удалось, и мы два года летали на «ЯК-52». В 1993 году даже выступали на авиасалоне в Жуковском. Но потом «Ласточки» распались. Причина тривиальна: мы были женщинами. Мужчины летчики заявили командованию: «Или мы, или дамская команда». Те, естественно, выбрали сильный пол.Перевели меня в Кубинку. Но там к боевыми самолетами даже не подпустили. Говорили: «Держим тебя ради журналистов. Рассказывай им, что ты летчик-истребитель. И не высовывайся». Я существо непокорное. Смириться не смогла. Два года боролась: писала письма, ездила на прием к Петру Степановичу Дейникину — он в те годы был главкомом ВВС. Наконец его «добила». Он перевел меня сюда, в Борисоглебский авиационно-учебный полк. За месяц научилась летать на «МИГах».[b]— Помнишь ощущения от первого полета? [/b]— Это было 4 апреля 1996 года. Впечатление потрясающее. Радость, гордость: я это сделала! Не боялась ни минуточки. По большому счету это почти как водить машину, только кнопочек и рычажков побольше. Сажусь в самолет, и все ощущения остаются на земле. Служу в Борисоглебске четвертый год.Три дня назад получила ордер на новую квартиру, с кухней, балконом и комнатой в целых 13 квадратных метров.[b]— Ты летчик-инструктор. Скольких курсантов довелось уже обучить? [/b]— Пока ни одного, я ведь уже говорила, летать практически не дают. Зато в прошлом году полтора месяца «натаскивала» на полеты французов. Богатые бизнесмены из Франции купили в России несколько спортивных самолетов, им нужен был инструктор. Меня наняли обучать их искусству пилотажа. Были предложения остаться во Франции, поступить там в летную школу. Но я не смогла переступить через себя, ведь мое — это летать на военных истребителях.[b]— Летчик-истребитель твоего класса в американских ВВС получает не меньше трех тысяч долларов в месяц. Если не секрет, у тебя какая зарплата? [/b]— Это не секрет, это стыд. 1 600 рублей в месяц. Вот недавно выдали деньги за апрель. Когда дадут остальное, неизвестно. Пришлось встать на казенное довольствие, питаюсь в столовой полка. Каждый день макароны да тушенка, уже тошнит от однообразия. Раньше часто ходила на рынок, готовила каждый вечер разные вкусности, теперь на изыски денег нет. У нас в Борисоглебске все дорого, как в Москве. Единственная статья экономии — гараж. Я за него плачу семьдесят рублей в месяц, хотя можно было бы найти и еще дешевле, рублей за сорок.[b]— Какое блюдо любишь больше всего? [/b]— Грибной суп с сыром. Отвариваю лесные грибы, добавляю картошку, морковку, лук. В последний момент растворяю в кастрюле плавленный сыр. Объедение. У нас все его называют немецким супом, не знаю, почему. Раз в неделю устраиваю для себя ужин-пир — жарю картошку, тушу говяжье сердце.[b]— А Машку-то чем кормишь? [/b]— Костями, покупаю их на рынке. В этом году еще ничего, а вот в прошлом, когда Машка принесла шесть щенков, — вот беда-то была. В Борисоглебске их никто покупать не хотел. Несколько месяцев щенки росли в моей шестиметровой комнате. Молока матери им не хватало, ночами пищали от голода. Приходилось каждый день ездить за город, покупать коровье молоко. И кормить малышей из бутылочки. Когда же «подростки» перешли на мясо, совсем туго стало, на бензин еле хватало. Комнату мне привели в убийственный вид. Им постоянно хочется играть. Вытащат из шкафов всю мою одежду, раскидают по полу, изваляются в ней. Приходилось каждый день после работы приниматься за генеральную уборку.[b]— Не скучно в провинциальном городе? [/b]— Безумно, но я ведь ехала сюда сознательно, ради полетов. А летать-то как раз в последнее время приходится мало, и не только мне. То керосина нет, то запчастей. По вечерам делать вообще нечего. Знакомые и сослуживцы расходятся по семьям. Два года назад ходила в секцию самбо, в прошлом году — в конную секцию. А весной всех лошадей пустили на мясо, не хватало кормов. Вот думаю, чем бы с осени заняться.Сейчас прихожу с работы, час-полтора гуляю с собакой. Летом купаю ее в речке, сама, кстати, плавать не умею, зимой — заставляю бегать на стадионе. В выходные сажусь на свою «восьмерку», на заднее сиденье — Машку и еду к родителям в Москву. Шестьсот километров — семь часов пути. Мчусь со скоростью 130—140 километров в час. Это все, что может машина. А хочется лететь...[b]— Тебе уже стукнуло тридцать. Не думаешь о семье? [/b]— Да видно, не судьба или не время. Хотела бы сначала получить квалификацию летчика первого класса, но когда это удастся — вопрос. Пока у меня только третий класс, до второго осталось восемь полетов — около двух с половиной часов воздушных боев. Но командир эскадрильи этой возможности мне не дает! Вот бы прорваться к нынешнему Главкому Михаилу Корнукову, рассказать, как меня не замечают. Думаю, он бы навел порядок, и керосину бы дали...[b]— Женщина — военный летчик — явление исключительное. Проблем с мужчинами-сослуживцами много? [/b]— Им постоянно приходится доказывать, что я тоже офицер. Большинство у нас в полку, к счастью, привыкли считать меня равным себе. Разве что матом стараются при мне не ругаться. Все упражнения в воздухе — бомбардировку, воздушный бой, зависание, перехват — я выполняю не хуже мужчин-летчиков. Почему бы не считать меня равной.[b]— Только что закончились бомбардировки Югославии. Ты, профессиональный летчик-истребитель, как оцениваешь воздушную операцию НАТО? [/b]— У меня крайне мало информации о том, что там в действительности происходило. В полку разборов тех полетов не было, ошибки или удачи натовских пилотов не обсуждались. Все, что я знаю о войне, почерпнула из телевизионных репортажей. По-моему, одно то, что за время войны они потеряли больше шестидесяти самолетов, такую цифру называли по телевизору, красноречиво говорит об их профессионализме.[b]— Если бы тебе приказали бомбить какой-то город в Европе, полетела бы? [/b]— У нас приказы не обсуждаются.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.