Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Лилия Толмачева: «Мы осуществляли свою мечту»

Развлечения
Лилия Толмачева: «Мы осуществляли свою мечту»

[b]От Джульетты к винтику[/b]По окончании Школы-студии МХАТ я уехала в свой родной Саратов, где у меня сильно заболела мама (и слава Богу, что поехала – продлила маме жизнь на тридцать с лишним лет). Поначалу я даже не думала о профессии, но мама сказала: «Может быть, ты здесь поиграешь». Так я оказалась в местном ТЮЗе у Юрия Киселева (сейчас его именем названа улица в Саратове). Он как раз нуждался в молодых героинях. Я играла и Джульетту, и Ирину в «Трех сестрах», и много того, что не сыграла потом в «Современнике» за всю жизнь. В строительстве этого театра я нужна была как винтик, кирпичик. Что тоже по-своему было счастьем, но говорить о сыгранном мною репертуаре мне теперь сложно. Шекспир, Шиллер, Достоевский, Чехов, Тургенев – масса авторов прошли мимо. Нашим Чеховым был Володин, и сыграть в его пьесе было великим счастьем.Я думаю, такие страдания выпали на долю любого нашего начинателя. Сколько не сыграл, например, Евгений Евстигнеев – наше солнышко, на которого мы молились, понимая его масштаб! Третьим нашим спектаклем должна была стать «Матросская тишина», которую мы репетировали с огромным воодушевлением. Если бы Женя сыграл Шварца, он прославился бы задолго до «Голого короля» и доказал бы, что он мощнейший трагический актер. Но спектакль закрыли, углядев в нем «еврейский вопрос». Ничего равного этой роли Евстигнеев так и не сыграл.Что-то не доиграли и Олег Табаков, и Игорь Кваша, и Галя Волчек. Но вопрос такой не поднимался, потому что была совсем другая этика. Мы собрались, чтобы делать театр, который лечил бы раны сегодняшнего дня. Не актеры, а делегаты из зала, которые поднялись на сцену, чтобы рассказывать о нашей общей боли, – вот кем мы себя ощущали.[b]«Только бы вы не отступились»[/b]Мы думали, что на спектакль, который начинается в полночь, придут разве что знакомые. Но набежало полно студентов. Видимо, они решили, что в полночь должны показывать что-то выдающееся. Тогда не рождались театры, и вообще сама идея театра была сильно скомпрометирована псевдогероизмом и псевдопатриотизмом. Происходило все на маленькой сцене Школы-студии (ее потом сломали, перестроив под Новую сцену МХТ, и мне ее безумно жаль). Они не видели такой правды – в том пространстве просто невозможно было соврать.Потом состоялось импровизированное обсуждение, которое свелось к одной просьбе – «только бы вы не отступились, только бы вы не устали». Мхатовские старики всерьез к нам не относились – мол, репетируют там ребята что-то, кому они мешают. Только Радомысленский (царство небесное нашему «папе Вене») в нас верил. И директор театра Солодовников не то что помогал – не мешал. Все мы где-то работали. Кваша и Евстигнеев во МХАТе, я в Театре им. Моссовета, Табаков еще учился. Естественно, по ночам мы репетировали бесплатно – мы же осуществляли свою мечту. А потом Ефремов сказал, что мы больше не можем репетировать по ночам. Наши знакомые говорили, что от нас одни тени остались.Когда я уходила из Театра им. Моссовета, мама решила, что я сошла с ума. Отдать роль Нины из «Маскарада», где я играла с Николаем Мордвиновым, отказаться от Корделии, которую я репетировала. Но не рисковать я уже не могла – нам уже не хотелось расходиться, хотя была реальная угроза, что из нашей затеи ничего не выйдет. Завадский все не мог поверить, что это правда: «Зачем тебе идти в самодеятельность?! Ну чего тебе здесь не хватает? Может быть, ты что-то хочешь сыграть – скажи». Так трогательно прощался, что у меня сердце от стыда разрывалось.Какое-то время я была фактически полем битвы разных театральных эстетик – романтической и реалистической. Меня режиссеры всегда тянули на лирических героинь – Джульетт да Нин, а Ефремов предложил мне сыграть Ирину – одинокую женщину, хирурга, которая ноги ампутирует и курит между операциями. Я говорила на октаву ниже и изображала курение. «Нет, – взрывался Ефремов, – ты только изображаешь, кури по-настоящему». Я стала заядлой курильщицей, несмотря на аллергию на табачный дым и проблемы со связками, и потом еле бросила.А в Театре им. Моссовета – «Маскарад», романтический спектакль, с лейтмотивом – вальсом Хачатуряна. Труднейший жанр, которым владеют очень немногие, а если им не владеть (или пытаться «осовременить») – получается пошло. На моем веку так играть мог только Мордвинов. И вот однажды он застукал меня в курилке в компании молодых актеров, травивших анекдоты. У него были такие глаза, как будто я совершила подлость, предала. Нина – курит! «То-то я стал слышать у вас какую-то хрипотцу», – негодовал Мордвинов.Ефремов между тем уговорил меня пойти посмотреть, как делают операцию, чтобы у моей Ирины уж совсем никакого ложного романтизма не осталось. Помню, увидела я скальпель и кровь под ним – и в обморок. Точно тебя саму вспороли.В итоге победил Ефремов – и я не жалею. Все-таки театр – это сегодняшнее искусство, рисунки на песке, которые надо каждый раз рисовать заново. Даже кино далеко не всегда может законсервировать воздействие актера – казалось бы, когда-то он был звездой, а сегодня это смотреть почти невозможно.[b]«А как же проблемы страны?»[/b]В первые годы у нас были в ходу анонимные анкеты. Надо было ответить на вопросы: с какими авторами и режиссерами вы хотели бы работать, какую роль сыграть... Однажды, прочитав эти анкеты, Ефремов стал сурово меня разглядывать. Надолго его не хватило. «Лиля, – говорит, – признавайся, это ты написала, что хочешь сыграть в «Даме с камелиями», «Без вины виноватых». – «Нет», – отвечаю. – «Ой, не врешь?! А я решил – что же это? Воспитываю из нее, воспитываю современного человека, а она какую-то «Даму с камелиями» захотела. А как же проблемы страны?!» И сразу повеселел.По уставу в нашей труппе должно было быть 36 человек, иначе будет балласт. Откуда Ефремов взял эту цифру – не знаю, думаю, где-нибудь у Станиславского вычитал, которого он наизусть знал. Каждый год мы принимали новых и, соответственно, каждый год с кем-то расставались, решая этот вопрос путем анонимного голосования. Это было очень мучительно. Помню, подружились мы с одной актрисой, которая попала под это увольнение. Я пыталась ее отстаивать, но Олег мне сказал: «Обрати внимание, разночтений здесь почти не бывает, а ведь вы же не сговариваетесь». Потом он от этой практики отказался. Одно время мы отказывались от званий, но потом Ефремов сказал, что это все-таки инфантилизм. Мы ведь живем в определенной стране, где это принято.Вокруг заслуженные и народные, а мы вроде как не у дел. Но у нас были собственные звания. Раз в год мы также анонимно выбирали «первого актера» (независимо от пола). В первый раз им стал Евгений Евстигнеев, во второй – Евстигнеев, в третий – Игорь Кваша, ну а в четвертый – Лилия Толмачева (на мне эта традиция и прервалась).Ни одним своим званием я так не гордилась, как этим. Мы с Табаковым часто опаздывали на репетиции. И однажды Ефремов ввел правило – штрафовать. Одна минута – рубль, две – два, три – три, а дальше штраф увеличивался в геометрической прогрессии. Но для нас и рубль были деньги. Часто мы с Табаковым врывались на репетицию, уже держа в кулаке свои рубли. Потом на наши штрафы покупалось что-нибудь к чаю (продолжение репетиций) или какой-нибудь совок и щетка. Так мы жили первые годы.[b]Две гримерки – уже комфорт[/b]Поначалу мы были абсолютно бездомными. Играли где придется, например, в ЦДКЖ. Нам могли дать одну комнату на всех – мы поворачивались друг к другу спиной и переодевались. А когда давали мужскую и женскую гримерку – о, это был уже комфорт. Все бесквартирные были, иногородние прописывались у каких-то родственников. Когда я играла розовскую Леночку, что гоняется за сервантами, у меня и табуретки своей не было. Как и у Табакова, чей герой эффектно рубил мебель. Единственная квартира была у Гали Волчек, пока они с Женей не поженились. Тогда они тоже стали что-то снимать. Помню, Женя соорудил какой-то невообразимый камин с какими-то лампами и полешками. Я как увидела – расхохоталась. «Понимаешь, – сказала Галя, – захотелось ему камин». Да, вот так мы и жили – ни кола, ни двора.[b]На илл.: [i]Эдуардо де Филиппо, Лилия Толмачева и Олег Ефремов.[/b][/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.