- Город

Песнь песней Юрия Любимова

Абсолютный рекорд тепла установлен в Москве 19 февраля

Путин рассказал, почему выбрал Мишустина на пост премьер-министра

Метро Москвы вошло в топ-20 лучших компаний для женской карьеры

Китай прокомментировал решение ограничить въезд своих граждан в РФ

Почему квартиру в Москве надо покупать прямо сейчас

Дибров объяснил, почему упал в обморок в кинотеатре

Названы самые желанные подарки к 23 Февраля и 8 Марта

Политологи объяснили слова Зеленского о выборах в Крыму

Названы самые неподходящие звуки для будильника

Диетолог назвала главную опасность современной тушенки

Дмитрий Шепелев ушел с Первого канала

Протоиерею ответили на слова о «бесплатных проститутках»

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

«Обитель любви народной»: Киркоров показал свой VIP-вагон изнутри

Песнь песней Юрия Любимова

Знаменитый режиссер рассказал античную трагедию библейскими словами

[b]Несколько лет назад Темур Чхеидзе в своей МХАТовской постановке «Антигоны» Жана Ануя рассказывал о том, каким безумием бывает пресловутый здравый смысл правителей. Юрий Любимов обратился к «Антигоне» Софокла – и кто бы мог подумать, что прославленный таганский бунтарь увидит в сюжете о дочери проклятого богами Эдипа, которая пытается похоронить брата вопреки запрету дяди-царя, отнюдь не политические мотивы.[/b] Исполнить волю богов (в данном случае – похоронить брата) не под силу человеку. Под силу – забыть волю богов, исполнить приказ человека и выжить. Сестры Антигона (Алла Трибунская) и Исмена (Мария Матвеева) делают каждая свой выбор в этой непростой и смертельной дилемме, исполняя один из главных законов античной трагедии: свершившему – страдать. И вдруг в трагедийную яростную поступь врывается совсем иная мелодия. «Напоите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви». Любимовский хор запевает главный любовный гимн человечества – Песнь песней Соломона, на современно-архаичную музыку Владимира Мартынова. Три двери-вертушки из затемненного стекла вращаются все быстрее. Антигону и Гемона (Константин Любимов), а за ними и всех представителей хора точно перемалывают огромные жернова рока (идея сценографии принадлежит Юрию Любимову, а разрабатывал ее художник Владимир Ковальчук из «Школы драматического искусства»). То он, то она прорывается на авансцену, то ее, то его будто проглатывает пучина. Руки, взгляды ищут друг друга – и находят, чтобы тут же расстаться. Резкая, колючая, упрямая смуглянка Антигона становится здесь героиней не античного Сопротивления, а в первую очередь трагедии любви, которой не дано было состояться. «Встретили меня стражи, обходящие город; избили меня, изранили меня», – в голосе Антигоны полустон-полувызов. А мужской хор с угрозой допрашивает ее: «Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных?» «Антигона» Любимова сложена в духе погребального плача по загубленной любви, равной самой жизни. На лицо царя Креонта (Феликс Антипов), как, впрочем, и на лица остальных, наложена белая маска. Сквозь плотную белизну грима и свирепый оскал диктатора проступает гримаса боли отца, которому суждено стать виновником гибели собственного сына. Этим искусством – сохраняя неподвижную мимику, меняться изнутри – владеют актеры театра Но. Юрий Любимов вообще собрал «Антигону» из самых неожиданных и свободных ассоциаций. Жена Креонта Эвридика с хрустальным голосом (Елизавета Левашова) одета в кринолины. А в самом финале звучат хоры, переведенные некогда Иосифом Бродским специально для любимовской «Медеи». Газеты тогда наперебой анонсировали возможный дебют Сажи Умалатовой на драматической сцене в заглавной роли, тогда как истинным событием давней премьеры были эти простые и завораживающие, как морской прибой, строки Бродского: «Никто никогда не знает, откуда приходит горе. Но оттого, что нас окружает море, на горизонте горе заметней, чем голос в хоре…» И в тот момент, когда вступает Бродский, начинает казаться, что «Антигона» – это опосредованное любимовское прощание с теми близкими, кого похитили равнодушные боги, «оставив нам только разум, чтоб осознать утрату». [b]На илл.: [i]Актеры софокловской «Антигоны» в спектакле Юрия Любимова пользуются арсеналом театра Но и цитируют Ветхий Завет.[/b][/i]

Новости СМИ2

00:00:00

Михаил Бударагин

Сурков уходит. Сурков остается

Вардан Оганджанян

12 лет без Летова

Георгий Бовт

Как не допустить новой донбасской войны

Анатолий Горняк

Трусы, носки и галстук. Мужики, с праздником!

Камран Гасанов

Достойны ли льгот многодетные отцы

Василий Солодков, директор Банковского института ВШЭ

Почему Сбербанк меняет хозяина

Антон Крылов

Нашелся россиянин, вмешавшийся в иностранные выборы

Примеры решают верно, а геометрию знают плохо

Химия помогает изучать планеты

Пролетевшая в небе звезда. К 170-летию со дня рождения художника Федора Васильева

Летающие поезда скоро станут реальностью