«Картин немного, но все – первые номера»

«Картин немного, но все – первые номера»

Культура

[b]Выставка в помещении Третьяковки на Крымском Валу – подарок Франции к юбилею галереи. И еще – возвращение «долга»: в конце прошлого года в Орсе проходила выставка «Русское искусство второй половины ХIХ века» из собрания ГТГ. Говорят, пользовалась бешеным успехом.[/b]В Париже было около ста работ из России. В Москву из Франции привезли 55 – 38 картин и скульптуру. Зато каждый объект – шедевр: таково было непременное условие экспозиции. Здесь и «Золотой век» Огюста Родена, и «Балкон» Эдуарда Мане, и «Звездная ночь над Роной» Винсента Ван-Гога… Есть от чего закружиться голове. Но в то же время вещей не так много, чтобы окончательно эту часть тела потерять.Может, и хорошо, что выставка небольшая: картины развешаны неплотно, так, чтобы у одной стены не собиралась большая толпа.Многие холсты не покрыты стеклом. Для нас это необычно, а для Орсе – норма. Между прочим, довольно приятная для посетителей: картину можно рассмотреть получше, поверхности не бликуют.Здесь есть то, что в России никогда не выставлялось, – например, «Галатея» любителя мифологии Густава Моро. Малоизвестна у нас картина «Пейзаж с веером» Поля Гогена. Немногие знакомы и с его керамикой; между тем сам художник одной из своих работ под названием «Овири» (Дикарь) завещал даже украсить собственное надгробие. Сейчас на его могиле стоит копия этой фигуры в бронзе, а подлинник привезли в Москву. Редкость для нас и скульптуры Эдгара Дега.Впрочем, что в Первопрестольной уже видели, а что нет, может, не так уж и важно. Потому что на пейзажи Клода Моне, Камиля Писсаро или «Этюд» Ренуара можно смотреть бесконечно, и при этом настроение неизменно будет весенним, какие бы бури ни бушевали за окном.Сверхзадачей организаторов было отразить диалог двух культур – российской и французской.В конце ХIХ – начале ХХ века (именно к этому времени относятся шедевры Орсе) он разворачивался особенно бурно. В это время начал собирать коллекцию зарубежных полотен младший брат Павла Третьякова, Сергей. В ней были работы Камиля Коро, Шарля-Франсуа Добиньи, Гюстава Курбе, Жюля Бастьен-Лепажа… «Картин немного, но все – первые номера», – охарактеризовал это собрание Алексей Бахрушин.Русские художники подпитывались идеями от французских собратьев. Выставка на Крымском открывается «Сенокосом» Бастьен-Лепажа – им когда-то восхищались Серов и Нестеров. Пюви де Шаванн (в экспозиции его «Девушки на берегу моря») вдохновлял Кузьму Петрова-Водкина и лидера символистов Виктора Борисова-Мусатова. Скульптор Анна Голубкина называла своим учителем Родена.В интерьер выставки органично вплели фотографии интерьеров Орсе. Даже странно подумать, что еще два десятка лет назад его шедевры приходилось разыскивать в разных парижских галереях. А старинный вокзал 1900 года, где расположен музей, в середине прошлого века вообще хотели снести за ненадобностью. Краткий экскурс в историю музея на вернисаже провел его директор Серж Лемуан. Именно этот человек решился на героический поступок: отдать шедевры в Россию накануне летнего туристического сезона. Ведь для многих гостей Парижа Орсе – номер два после Лувра, и летом он не успевает принимать посетителей.Наплыв любителей искусства ожидается и на экспозиции на Крымском Валу. Поэтому здесь опять ввели «четверги допоздна». В этот день недели купить входной билет можно будет до 21.00. А ходить по залам разрешат аж до десяти часов вечера.[i]Выставка открыта до 17 июля[/i]

Google newsYandex newsYandex dzen