Однозначно гремит колокольчик

Однозначно гремит колокольчик

Общество

[b]В Государственном историческом музее состоялась презентация необычной книги – «Каталог-справочник дужных и подшейных колокольчиков касимовского колокололитейного центра XIX – начала ХХ вв.». Одновременно прошла и выставка самих колокольчиков из частной коллекции Андрея Глушецкого. За 15 лет ему удалось собрать более 5 тысяч колокольчиков.[/b]Оказывается, колокольчики в России использовались в разных целях. Декоративные – для украшения интерьера, «вызывные» – для вызова прислуги. Так называемые ездовые, или поддужные, колокольчики в начале своей карьеры использовались как сигнал опасности для прохожих, а потом стали символом русской тройки. Так же как сейчас престижно ездить с «мигалками», два века назад было круто лихо катить на тройке под перезвон валдайских колокольчиков.Первые поддужные колокольчики отливались кустарями в городе Касимове Рязанской губернии в начале XIX столетия. На них было принято наносить оригинальные надписи. В основном это были пословицы, поговорки. Или просто добрые пожелания и шутливые напутствия лихим ямщикам. Например, такие: «Нетъ барыша зато слава хороша» или «А хто выдумалъ хмильноя тотъ куда разуминъ былъ». А еще колокольчики дарили как памятные подарки или как открытки. «Пращай милыя мая еду в дальныя края» – отлито на одном из самых старых колокольчиков коллекции Андрея Глушецкого.Позднее на колокольчиках начали ставить опознавательные знаки: подпись мастера, год, место изготовления.– Самые известные колокольчики – валдайские, поскольку там было налажено поточное производство, их было больше всего. Но касимовские – самые интересные. Они отличаются разнообразием форм, отделкой. Касимовские колокольчики принято было дарить. У меня сохранились два колокольчика с дарственным надписями. Они были подарены двум братья – купцам Замараевым с дарственной надписью «Дарю в знак памяти». Один был куплен более 10 лет назад, второй через много лет был выкуплен у известного коллекционера Вячеслава Хрунова, – увлеченно рассказывает Андрей Глушецкий.Иногда колокольчики отливали со стилизацией герба России. Поскольку это была именно стилизация, а не официальный герб, на них изображали орла с одной головой. Поначалу колокольчики разрешали использовать лишь почтовым и фельдфебельским службам. И ямщики на госслужбе, как и сейчас, таким образом подчеркивали свой статус. Только после 40-х годов XIX века колокольчики разрешено было использовать частным лицам. Тогда на них и начали появляться декоративные мотивы и сказочные персонажи типа жар-птицы, голубя и т. п.К концу XIX века колокольное производство так разрослось, что стали регулярными государственные выставки мастеров. Победители подобных конкурсов получали наградные знаки и медали. Их они имели право отливать на своих изделиях, а обладание некоторыми медалями позволяло отливать и сам герб.В музей привезли лишь малую часть домашней коллекции известного в своих кругах коллекционера. Вообще для любителей и заинтересованных подобная книга – прорыв. До Глушецкого этот пласт истории литья колоколов никто не исследовал. Как рассказала супруга коллекционера Елена Лобанова, начало семейному хобби положила именно она. Пятнадцать лет назад, во время деловой поездки в Нью-Йорк, она купила мужу подарок – сувенирный колокольчик. С него-то все и началось.Тот колокольчик стоил всего три доллара. Сейчас, по приблизительным оценкам, коллекция оценивается в 500 тысяч долларов. И насчитывает более 5 тысяч экземпляров. Высота самого большого экземпляра составляет около 80 см – это церковный колокол. Самый маленький – зазывный, и он около 5 сантиметров в высоту.

Google newsYandex newsYandex dzen