Петр Шаболтай: Эстрада — не место службы, а вид искусства
[i]Государственный центральный концертный зал «Россия». Нет сегодня человека, который не знал бы об этой самой престижной эстрадной площадке России.И по звездным концертам, которые транслирует телевидение. И по площади Звезд, где увековечены имена знаменитых артистов. Отечественные и зарубежные исполнители считают за честь выступать в «России». Какие имена, какие голоса, какую музыку помнит эта сцена! Клавдия Шульженко, Аркадий Райкин, Ирина Архипова, Игорь Ильинский, Иосиф Кобзон, Гелена Великанова, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, Элтон Джон, Владимир Спиваков, Святослав Рихтер, Валерий Леонтьев, Тото Кутуньо… Здесь работали прославленные джазовые музыканты, хоры и ансамбли.Здесь проходят крупные съезды, симпозиумы, конференции, кинофестивали, гала- и шоу-концерты.А руководит всем этим, находит исполнителей и придумывает зрелища заслуженный деятель искусств России директор и художественный руководитель ГЦКЗ [b]Петр Михайлович Шаболтай[/b].[/i][b]— Скажите, Петр Михайлович, есть ли направление, которое можно выделить как главное в работе зала? [/b]— Конечно, и мне особенно хотелось бы это подчеркнуть: ГЦКЗ «Россия» — инициатор и творец собственных оригинальных программ, таких, как «Площадь звезд», «Звезды на РТР», «Дела семейные», «Ах! Анекдот, анекдот!..», «Наша музыка», наконец постановка рок-оперы Лоры Квинт «Джордано» (поэтические сцены из жизни монаха, ученого и поэта).[b]— Да, это была эпохальная постановка. Как известно, она вошла в историю отечественной культуры и вызвала бурю восторга у зрителей и критики. Почему же она прожила такую короткую жизнь? [/b]— Это очень больной вопрос. Но я вам отвечу. «Джордано» — наша удача! Замечательно было все! Музыка Лоры Квинт, режиссура и сценография Влада Дружинина, пантомимы Александра Жиромского, либретто Владимира Кострова. Можно взять программку и о каждом, имеющем отношение к созданию этого спектакля, говорить только в превосходных степенях. Очень большую работу провела тогда начальник концертного отдела Татьяна Листова, театровед, человек с хорошим вкусом и музыкальным образованием, она была незаменимым помощником в работе с постановочной группой. Что же касается главных исполнителей, то это были кумиры публики. И, как ни парадоксально, в этом-то и была наша ошибка… Мы не приняли во внимание, что только служа в одном театре, состоя в его штате, «звезды» могут подчиняться общим законам. Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Павел Смеян — лидеры в своем жанре. У каждого своя творческая жизнь, расписанная по минутам. Свои концерты, поездки, съемки, репетиции… Какое-то время нам удавалось сводить воедино всех исполнителей. Вот это время и можно считать жизнью спектакля «Джордано». К сожалению, она была коротка. Мы не рассчитывали на такой драматический обрыв. Готовились к съемкам, но провести их не успели. Горько говорить, но даже фрагментов спектакля, запечатленных на пленке, нет.[b]— Зато у вас все время появляются новые проекты. Хотелось бы «из первых уст» услышать о самых свежих задумках.[/b]— У нас в работе два новых цикла: «Наша музыка» и «Балет… балет… балет…». Первый возник из желания взять так горячо любимую народом эстраду в новый век — обновленной духовно и помолодевшей физически. Когда-то Николай Павлович Смирнов-Сокольский, корифей жанра, известный знаток и собиратель произведений Пушкина, создатель Московского театра эстрады, сказал: «Эстрада — это вид искусства, а не место службы». Мне очень нравятся эти слова. Так вот, если этот вид искусства сегодня не поддержать, он вообще может исчезнуть. Я согласен с Иосифом Кобзоном, требующим объявить импичмент песням под фонограмму. Были когда-то грозные указы, шла борьба с этой профанацией вокала, но до сих пор все, как у Крылова: «А Васька слушает, да ест!».Творческая команда зала «Россия» поддержала мое решение — объявить поиск новых имен. Я считаю, надо ездить по стране и собирать молодые дарования под своим крылом. Иначе… закопаемся в собственном величии. А разве не волнует поклонников эстрады отсутствие молодых артистов разговорного жанра? Куда девался конферансье? Что — совсем не стало остроумных людей, умеющих «подать» артиста, провести концерт? Где молодые танцоры и оригинальники? Я понимаю, что это отдельный большой разговор о том, где должны применить свои таланты выпускники эстрадного профиля РАТИ, Гнесинки, Эстрадно-циркового училища. Я сам преподаю в РАТИ, и меня заботит судьба молодого пополнения эстрады. Думаю, что целесообразно будет провести «круглый стол», собрать специалистов, прессу, мастеров жанра и вместе обсудить наболевшие вопросы. Ну а пока мы решили создать у себя «бригаду по розыску молодых талантов».[b]— И каковы успехи? [/b]— Пока делаем первые шаги. Я только что вернулся из командировки. Был в Краснодаре и Ставрополе. Посмотрел программу очень интересного творческого коллектива «Премьера», который мы планируем пригласить для участия в наших мероприятиях. Встречался с молодыми музыкантами и артистами. Пока есть у меня решение только по одной кандидатуре — молодая девушка с оригинальной манерой исполнения и красивым сильным голосом.[b]— А что ждет счастливчиков, на которых вы обратили внимание? [/b]— Думаю, мы объединим их и станем серьезно заниматься их актерской судьбой, а от них в ответ потребуются полная отдача и трудолюбие.[b]— Что значит «заниматься их актерской судьбой»? [/b]— Работа. Контракт. Обеспечение концертами, костюмами, литературным и музыкальным материалом. Занятия с хореографом. Возможность показаться на телевидении. А если смотреть шире, за этим кроется забота о сохранении жанра в целом и его традиций в частности.[i]Трудно представить, что в наше время кто-то взваливает на себя такие задачи! — подумала я, но ничего не сказала об этом Петру Михайловичу Шаболтаю. А он тем временем продолжал: [/i]— Что же касается нашего проекта «Балет… балет… балет…», то это название, вызывающее в памяти знаменитый шлягер Аллы Пугачевой, мы дали программе, посвященной, как вы догадываетесь, хореографическому искусству. Цель проекта — прославление и популяризация творчества «звезд» российского балета. Сцена у нас, слава богу, огромная, так что есть, где развернуться, да и техническое оснащение способно удовлетворить самого требовательного постановщика и танцора.На нашей сцене танцевали Майя Плисецкая, Михаил Барышников, Марис Лиепа, Вадим Писарев, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Вячеслав Гордеев, Надежда Павлова, а так же такие прославленные коллективы, как ансамбль «Березка», Американский театр балета Элвина Эйли, Вашингтонский балет, балет «Фридрихштадт-Палас», Ансамбль народного танца Игоря Моисеева и многие другие.Сейчас мы задумали творческие вечера Юрия Григоровича, Бориса Эйфмана, Вячеслава Гордеева, Владимира Васильева, Дмитрия Брянцева, «звезд» Мариинского театра. В рамках этого цикла пройдут выступления учеников Академии хореографии при Большом театре и Пермского хореографического училища.[b]— Ваша площадь Звезд вызывает огромный интерес. А раз интерес, то и разные слухи, вопросы. Как, например, принимается решение об открытии «звезды»? [/b]— Существует постановление правительства Москвы о создании площади Звезд. И на его основании создан оргкомитет, который возглавляет Валерий Павлинович Шанцев.В оргкомитет входят авторитетные и уважаемые люди, рассматривающие кандидатуры соискателей и решающие вопрос о закладке «звезды», учитывая творческий вклад и значимость того или иного соискателя в нашу отечественную культуру. Сегодня на нашей площади Звезд вы найдете имена Александра Вертинского, Александра Цфасмана, Василия Соловьева-Седова, Махмуда Эсамбаева, Никиты Богословского, Бориса Брунова, Оскара Фельцмана, Валерия Леонтьева, Гелены Великановой, Андрея Миронова, Марии Мироновой и Александра Менакера и других. Финансирование работ, связанных с проектированием, изготовлением, установкой и проведением церемоний торжественных открытий «звезд», осуществляется за счет тех организаций, которые ходатайствуют за соискателя, а также за счет спонсорских средств.Что же касается разговоров о каких-то баснословных суммах, которые якобы платят за открытие «звезды», они беспочвенны и безосновательны. «Звезды» на нашей площади не продаются. Я понимаю, что это реакция людей, считающих себя обиженными, творческое самолюбие которых ущемлено. Жаль, что они так нетерпеливы.[b]— Петр Михайлович, я слышала, что ГЦКЗ «Россия» знаменит своей благотворительной деятельностью. Например, вы первые и единственные откликнулись на призыв о помощи создателям Первой Эстрадной Энциклопедии? [/b]— Откликнулись артисты! Это их заслуга, что нам удалось провести две большие концертные программы, в которых приняли участие популярнейшие исполнители. Сбор мы передаем на издание Первой Эстрадной Энциклопедии. Наше желание — стать издателем, осуществить замысел сотрудников Института искусствознания. Много лет они работают над этим проектом под руководством доктора искусствоведения, профессора Елизаветы Дмитриевны Уваровой. Неужели этот любимый народом жанр с его живыми легендами и звездами, сделавшими его чуть ли не главным в сознании людей, не заслужил своей энциклопедии? Она есть у цирка, у театра, у балета, есть музыкальные энциклопедии. И только эстрада до сих пор обделена. И вот сейчас появилась надежда. Так могли ли мы не поддержать это дело? А уж потом отметим презентацию издания прекрасным концертом.