Главное
Истории
Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

SHAMAN объявил о разводе с супругой Еленой Мартыновой

Как успокаивали нервы на Руси

Как успокаивали нервы на Руси

Дом писателей

Дом писателей

Художник Бэнкси

Художник Бэнкси

Спортивный стиль

Спортивный стиль

Как отдыхали в СССР?

Как отдыхали в СССР?

Хоббихорсинг

Хоббихорсинг

Где учатся дети знаменитостей?

Где учатся дети знаменитостей?

Территория просвещения

Общество
Территория просвещения

Виноградов Валерий Юрьевич родился в 1958 году в Москве. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, Московскую государственную юридическую академию. Был пионервожатым в школе. Работал первым секретарем райкома комсомола Железнодорожного района столицы. В том же районе занимал пост управляющего делами исполкома райсовета. С начала 90-х годов – в городских органах исполнительной власти: заместитель, первый заместитель префекта Юго-Западного административного округа. В 1995 году назначен руководителем Департамента территориальных органов исполнительной власти. С января 2000 года – префект Юго-Западного административного округа. В декабре 2005 года – заместитель мэра Москвы. Награжден правительственными наградами. Женат, имеет троих детей.[i][b]От бурмистров до префектов[/b][/i][b]– Спасибо за пунктуальность, Валерий Юрьевич. Вы прибыли ровно в 9 утра, аккурат к закипанию самовара. Успели что-нибудь сделать до чаепития?[/b]– Прочитать утреннюю прессу и завезти на работу «ночную почту». Привычное начало дня.[b]– Мэр недавно сказал, что рабочий день московского чиновника должен начинаться в 7 утра, тогда в городе будет полегче с дорожными пробками. Если введут такой регламент, на газеты времени не останется?[/b]– Найду время. Перекроить режим – дело техники.[b]– Самодисциплина в крови?[/b]– А вы как хотите? Я, знаете ли, чиновник с изрядным стажем; в прошлом году исполнилось 25 лет как стал профессиональным управленцем.[b]– Серебряная свадьба с властью. Красиво…[/b]– За время этого «супруга» очень изменилась, причем в лучшую сторону. Даже если вести отсчет только с 1991 года, когда началось создание новых структур московской исполнительной власти. Тогда, в 1991-м, я был еще достаточно молод: в 33 года меня назначили заместителем префекта Юго-Западного округа. Так что мне есть с чем сравнивать. Сегодня система власти в столице структурирована, все в ней логично, все подчинено генеральной идее, но на пути к порядку было такое броуновское движение… Помнится, некоторые районы устанавливали льготы для своих жителей, вводили карточки, к примеру, на покупку продуктов. А сосед, живущий через дорогу, но уже в другом районе, в том же самом магазине скидок не имел. Бред какой-то. А на Пресне, неподалеку от вашей редакции, на полном серьезе собирались установить межрайонные шлагбаумы. Вот такие причуды местной власти, местного самоуправления – или, лучше сказать, самоуправства. И через все это надо было пройти.[b]– На Руси местная власть всегда бузила, и тем интересна – тоже ведь проявление национального характера. В этом смысле, надо думать, ваша докторская диссертация о городском управлении в Москве XIX века опирается на богатую фактуру.[/b]– Заниматься этой темой я начал в 1995 году, когда был назначен руководителем Департамента территориальных органов и меня стали приглашать читать лекции в Московском институте управления. Готовясь к лекциям, шаг за шагом открывал для себя интересный материал, который впоследствии и лег в основу диссертации.XIX век – это был расцвет городского управления (районного, естественно, не существовало). Как раз во второй половине позапрошлого столетия было создано многое из того, что работает до сих пор, в том числе и городские властные структуры. Но мы должны понимать, что местное самоуправление в России имеет свои особенности, связанные с историей нашего государства. В России, в отличие от Запада, всегда ориентировались на централизованную власть.Недавно я побывал на фестивале «Русская зима» в Лондоне – городе, в котором первый мэр был избран – только представьте! – в XII веке. Причем в результате прямого волеизъявления жителей города. Первый мэр Генуи был избран в середине XIV века. А что у нас было в этот период? В Европе – иные исторические традиции, ростки самоуправления тянутся еще от свободных университетов, свободных общин.Принято считать, что местное самоуправление не должно входить в систему государственной власти. Но в России такого никогда не было. У нас городское управление берет начало со времен Петра Великого, когда девять городских бурмистров, выбранных от купеческих гильдий, заседали в Кремле. И по воскресеньям царь их принимал, выслушивал их суждения. Потом, при Екатерине, возникла Жалованная грамота городам. А в XIX веке, при Александре II Реформаторе, городское управление было окончательно вмонтировано в систему государственной власти.[b]– Валерий Юрьевич, скажите честно: все эти исторические изыскания – что они дают сегодняшнему руководителю территории? Пусть лучше научится грамотно действовать в предлагаемых обстоятельствах – в Южном ли Бутове, в Северном ли Чертанове…[/b]– Отвечу известным пожеланием, адресованным, кстати, литераторам: произведение только выигрывает, если автор будет иметь представление об изображаемом предмете. То же и с управленцами: чем просвещеннее руководитель, тем грамотнее, продуманнее, гибче его действия.[i][b]Будь собой недоволен[/b][/i]– В Европейской хартии местного самоуправления есть слова, на которые не все и не всегда обращают внимание. Попробую процитировать по памяти: «Под местным самоуправлением понимается право и способность местных сообществ выполнять определенные государственные функции на определенной территории в рамках закона под свою ответственность в интересах местного сообщества».Здесь для меня ключевое слово – «способность». А как, скажите, осуществить эту способность в рамках Москвы, где порой границы районов проходят по проезжей части конкретной улицы? Я ведь приводил вам примеры глупых крайностей.Поэтому в отечественных условиях необходимо постепенное, поступательное развитие местного самоуправления. Я, к примеру, сторонник саморазвития всех низовых структур. Если дать каждой системе возможность развиваться, причем обязательно под свою ответственность, если создать условия для свободной конкуренции, то возникнут и внутренние мотивы для этого развития, внутренние потребности в нем. Не придуманные кем-то сверху. Поэтому мы и говорим: дайте местному самоуправлению саморазвиться. И сформироваться до уровня ответственного хозяйствования на своей территории. Словом, дайте ему время! Каждое территориальное образование, начиная с трех тысяч человек, имеет право саморегулироваться. Но такое местное самоуправление должно быть вмонтировано в общую структуру власти. Тезис о том, что государственная и местная власти не должны пересекаться, хорош в теории или в виде эксперимента. Но это далекая перспектива, к которой нам еще идти и идти.У нас в Москве создана такая система, которая обеспечивает движение в этом направлении, но движение планомерное, не хаотичное, без крайностей. С 1 января, например, передали нашим муниципальным образованиям местные вопросы физкультуры и спорта, а также организацию досуга. Думаю, это своевременно и будет способствовать развитию института местного самоуправления в целом.[b]– Вы долгое время специализировались на территориальном управлении; теперь в качестве заместителя мэра курируете развитие отраслей – спорта, массовых коммуникаций, межрегиональных связей, наружной рекламы, религии – хотя ее, конечно, отраслью назвать трудно. Скажите, различаются ли территориальные и отраслевые принципы руководства или это все химеры, выдуманные теоретиками управленческих систем?[/b]– Есть один принцип управления, который я усвоил благодаря Юрию Михайловичу Лужкову и который считаю наиглавнейшим. Всегда и во всем будь собой недоволен. В каждой системе есть потенциал для развития, и как только кто-то говорит, что у нас все хорошо, тут же надо и его, и себя одернуть. Успокоенность – первый признак начинающегося кризиса. Не хочешь его допустить – ищи, за что себя критиковать.[b]– Это портит характер и затрудняет общение.[/b]– Зато обостряет зрение. А сила власти в том и заключается, чтобы видеть со своей точки обзора все и вся. Даже микроскопические проблемы. И понимать, как их можно решить. По-моему, в этом и состоит профессионализм управленца – что территориального, что отраслевого.[i][b]Невежество ведет к беде[/i]– Понятно, что управлять – значит предвидеть. Но есть форс-мажор, который просчитать невозможно. Может, и не к месту за утренним чаепитием вспоминать трагический сюжет, но тема того требует. Я имею в виду «Трансваальпарк». Это ведь было на территории Юго-Западного округа, которым вы руководили.Понятно, что префект не может и не должен отвечать за ошибки технических специалистов, но ведь вихрь такой коллизии наверняка захватывает и главу территории.[/b]– Да, 14 февраля будет три года… Это был гром среди ясного неба. Мне позвонил начальник нашей окружной милиции и сказал, что в аквапарке произошло обрушение крыши. Сразу представил себе самые разные картины – я же не просто наблюдал, как это все строилось, но и участвовал в оперативках, планерках, многократно бывал на объекте, который на самом деле, что бы потом ни говорили, возводился под очень пристальным контролем. Но то, что я увидел на месте, было страшнее любых кошмарных предположений. Вместо стены – лес, вместо крыши – звезды.На улице был мороз, на душе – леденящий ужас. Очень быстро приехал Юрий Михайлович; он, собственно, и привел потрясенных людей в чувство. Началась планомерная работа по разбору завалов, спасению раненых. Четверо суток созданный здесь штаб трудился практически без пауз.Конечно, это была школа экстремального управления. Для руководителя чрезвычайно важная и полезная, хотя лучше пройти такое обучение на полигоне… Через год здесь отслужили молебен, была заложена часовня, сейчас она готова, освящена, 28 фамилий увековечено.[b]– Вы молились там за души усопших?[/b]– Да, конечно.[b]– Вместе с другими официальными лицами?[/b]– Я делал это не по регламенту, а по велению сердца. Извините за высокий штиль, но тут он как раз к месту. Несмотря на то что я когда-то был комсомольским лидером и коммунистом, атеистом не был никогда. Во многом благодаря тому, что на четвертом курсе истфака у нас был замечательный преподаватель научного атеизма, влюбленный, судя по всему, не в атеизм, а в религию. Он воспитал во мне основы религиозности. Да и прабабушка, которая меня растила, была глубоко верующим человеком.[b]– Когда возник вопрос о необходимости обучения основам религии в школе, начали обсуждать дилемму: преподавать православие или историю мировых религий? Какова ваша точка зрения?[/b]– Чем больше занимаюсь вопросами взаимодействия с различными конфессиями, тем чаще вижу безграмотность многих людей в вопросах религии. И прихожу к необходимости изучения в школе именно основ мировых религий. Открыто вступаю в дискуссию с теми, кто считает, что надо преподавать только православие. В Москве, где сейчас проживают представители более 160 наций, десятков конфессий, этого делать ни в коем случае нельзя.Людям надо дать хотя бы минимальные представления обо всех духовных процессах, происходивших на протяжении истории человечества. А то порой слушаешь речи некоторых политиков о религии – что они несут! Полное непонимание терминов, которыми они так лихо жонглируют.Многие наши беды проистекают из религиозного невежества. Называют преступника, убийцу ваххабитом. А для тех, кто исповедует ислам, это оскорбление, потому что для них ваххабит – это герой. Я глубоко убежден: живя в многоконфессиональном обществе, надо понимать хотя бы азы основных культур, религий этого общества. Потому учить школьников надо именно основам мировых верований. При этом считаю, что нельзя вводить обязательный религиозный курс – он должен быть факультативным. Да и непростой это материал…На недавних новогодних каникулах я прочитал учебник по истории религий, подготовленный Институтом российской истории, которым руководит Андрей Николаевич Сахаров. Интереснейшая книга! Читал – и получал удовольствие. Но потом сказал Андрею Николаевичу: отличная работа, но чересчур сложная для школьника, даже старшеклассника. Не поймет. И поэтому может возникнуть отторжение. Чтобы изучать такие непростые темы, надо как минимум иметь желание их изучать. Добровольная основа тут обязательна.[b]– У вас нет опасения, что религией в наши дни пытаются заменить идеологию?[/b]– Нет. У нас светское государство, и, несомненно, таковым оно и останется. При этом мы сегодня стремимся воссоздать общество, которое было сто лет назад, – религиозно просвещенное. И тут важно проявить деликатность. Иной раз приходится напоминать отцам церкви, выступающим за введение курса православия в школе, что были времена, когда Закон Божий повсеместно насаждался с помощью линейки, указки, розог – то есть поркой. И те люди, которым таким способом внушали православные каноны, спустя годы пошли громить храмы. Да, была идеология большевиков. Но глубоко верующий человек никогда не переступит некую черту – скорее, пожертвует собой. А может быть, не стоило вот так – насильно, через не хочу – вбивать в людей одну-единственную, обязательную религию? Может, надо было дать им право выбора? Вера – слишком тонкая материя.[i][b]Не отвыкайте от шелеста страниц[/i]– Можно ли нажимом, администрированием добиться нужного результата в любой сфере гуманитарного просвещения? К примеру, принудить читать книги. Сейчас под вашим началом создается городская программа поддержки чтения; будет интересно узнать, как вы предложите управлять процессом. А пока расскажите, пожалуйста, историю лично ваших отношений с книгой.[/b]– По-моему, самый лучший период для чтения – детские и студенческие годы. Тогда мы читали запоем. Практически всего Тургенева я прочитал в 6-м классе. Но знаете, когда сейчас говорю, что роман «Отцы и дети» прочел трижды, у моих детей это ничего, кроме смеха, не вызывает. Они одолели эту книгу один раз с трудом, да и то потому, что школьная программа обязывает. Достоевского я много читал. Потом, когда стали выходить бывшие «запрещенные» книги, тоже читал взахлеб. Тогда я жил далеко от работы и ездил на метро сорок минут туда и столько же обратно, брал с собой толстые журналы или роман-газету. Прочитал всего Юрия Бондарева, всего Бориса Васильева – его книги даже у молодых людей слезы вызывали: «Не стреляйте в белых лебедей», «Самый последний день», «Жила-была Клавдия»... И сегодня с удовольствием читаю новые книги этого замечательного писателя; недавно прочел «Отрицание отрицания».У моих детей все иначе. Дочка учится в школе, там программа обязывает. Мальчишки постарше, им подавай фэнтези. Нет, я ничего не имею против, просто говорю старшему сыну Артему: «В любом деле надо быть специалистом. Нравится тебе эта литература – собирай тематическую личную библиотеку». Хотя я, помнится, еще несколько лет назад, когда мы ездили вместе отдыхать, дал ему почитать «В списках не значился» того же Васильева, так у парня слезы на глазах застыли. Потом «подложил» ему Анатолия Приставкина – «Ночевала тучка золотая».Сейчас это уже сложнее – у него сформировались определенные увлечения. Но я упрямо его убеждаю: любишь фантастику – так почитай Ефремова, это же философия; возьми «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»…Идея общегородской программы под условным названием «Читающая Москва» родилась весной прошлого года. В феврале готовимся вынести этот вопрос на заседание правительства Москвы. Положение с чтением сегодня, конечно, удручающее; половина россиян вообще не покупают книг. Последним оплотом остаются районные библиотеки – там все-таки жизнь еще теплится, там трудятся фанатично любящие свою работу люди.[b]– Во всем мире так называемые бумажные носители – книга, газета, журнал – вытесняются носителями электронными.[/b]– Да, Интернет – наша радость и беда одновременно. Я к компьютеру привык уже будучи чиновником – жизнь заставила. Но читать что-то серьезное с монитора так и не научился. Не понимаю, как можно читать хорошую книгу, не осязая ее. Можно зайти в Сеть, посмотреть свежие новости. Но нельзя допустить, чтобы сегодняшние молодые люди совсем отвыкали от книги как таковой – от ее запаха, шелеста страниц. Так случилось, что родители меня книгами не баловали. И ту библиотеку, которая у меня есть (а это примерно полторы тысячи томов), я начал собирать сам еще в 6-м классе. Начал с того, что купил сборник повестей Гоголя и подписал: «ЛБВ». Что означало: «Личная библиотека Виноградова». До сих пор эти книги храню.Обсуждая тему чтения с Юрием Михайловичем Лужковым, мы придумали такую акцию: каждому первокласснику перед Новым годом подарить книгу-трилогию: «Три толстяка», «Старик Хоттабыч» и «Королевство кривых зеркал». И выпустили, и подарили. На форзаце – вкладыш с поздравлением мэра Москвы. Может быть, ребята начнут создавать свою личную библиотеку с этой книги.[b]– И напишут на ней свои инициалы?[/b]– Священное право собственности. Интеллектуальной собственности. То, что ты прочел, уж точно никто не отберет.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.