А вдоль дороги мертвые с косами стоят
[b]Импульсом к созданию легендарного фильма стал… американский вестерн «Великолепная семерка». Он вышел на советские экраны в начале 1962 года, однако спустя несколько месяцев был снят с проката по идеологическим мотивам – за пропаганду американского закона «кулака и кольта». Но поскольку «Семерка» пользовалась фантастическим успехом у советских подростков, в Госкино было решено создать свой аналог подобного фильма. Долго думать над литературной основой для «Великолепной семерки» по-советски не пришлось – выбор сразу же пал на повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», которая однажды уже была экранизирована в СССР – в самом начале 20-х. Сюжет повести был самый что ни на есть подходящий: тройка отважных подростков, пробираясь в Конармию Буденного, по пути создает массу проблем для войск атамана Нестора Махно.[/b][b]Китайца заменили на цыгана[/b]Мало кто знает, но первоначально постановщиком «Мстителей» должен был стать режиссер Александр Митта. Однако Митта довольно быстро отказался, предпочтя вместо вестерна по-советски делать кино про современных подростков (он снимет фильм «Звонят, откройте дверь»). В итоге выбор руководства «Мосфильма» остановился на 27-летнем Эдмонде Кеосаяне.Кеосаян пришел в кино случайно. По окончании школы рабочей молодежи он поступил в Московский экономический институт. Однако на 3-м курсе в его жизнь вмешался Его Величество Случай: друзья-кинематографисты пригласили Кеосаяна сняться в главной роли в фильме «Когда рядом друзья». Это событие круто изменило судьбу юноши, и в 1956 году он поступил на актерский факультет Ереванского театрального института. Проучившись почти четыре года, он затем уезжает в Москву, где поступает на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Е. Дзигана). На 2-м курсе Кеосаян дебютирует в кино телефильмом «Лестница», да так удачно, что его лента удостаивается Гран-при на международном кинофестивале в Монте-Карло. Год спустя Кеосаян снял еще одну короткометражку – «Три часа дороги», которая принесла ее создателю главный приз на Международном фестивале телевизионных фильмов в Канне.В 1964 году, еще будучи студентом ВГИКа, Кеосаян был принят в штат «Мосфильма» и получил возможность снять свой первый полнометражный фильм – «Где ты теперь, Максим?» Картина была хорошо принята как широким зрителем, так и критикой, что и послужило поводом к тому, чтобы именно Кеосаяну доверили постановку «Мстителей». Учли и тот факт, что сам Кеосаян буквально горел желанием снять вестерн (или истерн, как окрестили этот жанр в СССР), эдакую сказку для своего 6-летнего сына Давида.Как объяснит позднее сам Кеосаян: «Мне захотелось сделать картину, на которую бы тоже выстраивалась очередь. Вестерн, как ни один жанр, способен заразить аудиторию идеями. Ведь если зритель полюбит героев картины, то он примет на веру все».Сценаристом фильма стал Сергей Ермолинский, с которым Кеосаян работал еще над «Максимом». Однако сценарий, который был написан ими к началу 1965 года, заметно отличался от повести Бляхина. У того действовало трое юных героев – брат, сестра и китайчонок (в киноверсии Перестиани китайца заменили на негра) – а у Ермолинского-Кеосаяна их было уже четверо: Мишка (потом ему поменяют имя на Даньку), его сестра Ксанка, гимназист Валерка и цыганенок Яшка. Последний появился в сценарии при следующих обстоятельствах. Если бы авторы новой версии оставили в сюжете негра, то они рисковали придать фильму некий политический подтекст (в те годы в Советском Союзе шла очередная кампания в поддержку порабощенных народов Африки). С китайчонком тоже нельзя было связываться, но уже по иной причине: с Китаем у нас в те годы были враждебные отношения. А цыган подходил по всем статьям: во-первых, аполитично, во-вторых – романтично.Что касается основы сюжета, то она осталась такой же, как в книге: у Мишки и его сестры махновцы убивают отца, и те вместе с друзьями пробираются к Буденному, чтобы влиться в его войско и отомстить за смерть родителя.[b]От «обнаженки» отказались[/b]Поначалу Кеосаян собирался снять в роли «дьяволят» студентов ВГИКа, внешне похожих на подростков. Но от этой идеи пришлось отказаться, поскольку все кандидаты выглядели старше необходимого возраста. Тогда ассистенты режиссера отправились искать четверку по спортивным школам, цирковым училищам, ипподромам. Однако в итоге троих «дьяволят» обнаружили совсем не там, где искали.Виктора Косых (Данька Шусь) нашли на «Мосфильме», где трудился его отец – актер Иван Косых. К своим 15 годам Виктор успел уже сняться в трех фильмах: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Звонят, откройте дверь», «Мимо окон идут поезда». Именно благодаря Виктору удалось найти исполнителя на роль гимназиста Валерки Мещерякова – Мишу Метелкина. Правда, когда Метелкин пришел на студию, Кеосаян сначала в нем усомнился: «Ростом мал. Приходи, когда подрастешь».Метелкин ушел, но поскольку очень хотел сняться в кино, да еще в приключенческом (его отец когда-то служил в армии Буденного и больше сына желал, чтобы тот снялся в роли «красного дьяволенка»), по совету отца он стал… есть морковь со сметаной, причем в неимоверных количествах. И вскоре действительно подрос на 7 сантиметров. Когда Кеосаян вновь увидел парня, сомнений на его счет у него уже не было.На роль Яшки-цыгана был приглашен Василий Васильев. В то время он вместе с тринадцатью братьями и сестрами жил в городе Вязники Владимирской области, учился в 9-м классе, совмещая учебу с работой на ткацкой фабрике и, главное, уже тогда вел в школе танцевальный и хоровой кружки. А близким приятелем у него был студент Щукинского училища Юрий Цурило. Он прознал, что Кеосаян ищет талантливого цыганенка, и посоветовал его помощнику посмотреть братьев Васильевых. И трех братьев (в том числе и Васю) пригласили на пробы. Стоит отметить, что на эту роль претендовало порядка восьми тысяч(!) человек, причем не только юношей, но и девушек. Поэтому, приехав в Москву, братья особенно и не надеялись на то, что возьмут кого-то из них. Но все получилось вопреки их сомнениям: едва они вернулись в свои Вязники, как одному из них – Васе – тут же пришла телеграмма из Москвы: он утвержден на роль.Актрису на роль сестры Даньки Ксанки Шусь нашли в спортзале «Крылья Советов». Это была кандидатка в мастера спорта по спортивной гимнастике 14-летняя Валя Курдюкова. Как и у двух других «мстителей», родители ее были простыми людьми: папа – строитель, мама работала билетером в кинотеатре «Слава», что на шоссе Энтузиастов. Прихватив для храбрости подругу, Валя приехала на киностудию. Там ее поставили рядом с Витей Косых, чтобы посмотреть, насколько они похожи, по фильму они должны были играть брата и сестру. В итоге Валю утвердили на роль практически сразу. Большую роль в этом выборе сыграло и то, что она обладала всеми необходимыми для роли качествами: была очень спортивна, контактна и, главное, похожа на мальчишку. Последнее обстоятельство было важно, поскольку первоначально Кеосаян задумывал сделать так, чтобы никто (кроме брата Даньки) не знал, что Ксанка девчонка. И лишь потом Яшка совершенно случайно оказался свидетелем ее купания в речке, после чего тайна раскрывалась. Но от этого хода пришлось отказаться, так как «обнаженка» явно не вписывалась в стилистику картины.Параллельно с «мстителями» были найдены и исполнители «взрослых» ролей. Так, атаманом Бурнашем должен был стать Ефим Копелян, его подручным Лютым – Владимир Трещалов, куплетистом Бубой Касторским – Борис Сичкин. На эпизодическую роль чудаковатого бурнашевца был утвержден Савелий Крамаров.Отметим, что все эти актеры не были новичками в кинематографе, однако именно «Мстители» сделают каждого из них по-настоящему знаменитым.[b]Вот это кино![/b]Съемки фильма начались в 3-м павильоне «Мосфильма» 6 мая 1966 года. В середине июня группа отправилась снимать натуру – в пригород города Новая Каховка в Херсонской области. Съемки там начали с эпизода, которому суждено будет открывать фильм, – погоня за рыдваном.Поскольку Кеосаян ставил целью если не перещеголять американские вестерны, то хотя бы сравняться с ними, то на создание разного рода трюков он не скупился.Правда, было одно «но»: на момент съемок «Мстителей» советское трюковое кино было лишь на подходе к своим самым заметным достижениям.Например, только спустя два года после этих съемок основоположник советского кинотрюка Петр Тимофеев поставит один из самых своих известных трюков: падение лошадей на полном скаку с одновременным переворотом тачанки, в которую они будут запряжены. Это произойдет на съемках фильма «Бег».Между тем по меркам того времени трюковые съемки в «Неуловимых» были не самыми эффектными (например, в «Войне и мире» Сергея Бондарчука таких трюков было гораздо больше). Как с горечью отмечал сам Э. Кеосаян: «Нам нужна техническая база, а ее нет. Нет трюковой школы, нет специалистов. Кроме подсечки лошадей, у нас ничего не умеют».Всего на съемках «Неуловимых» было снято 43 трюка. Перечислю лишь некоторые из них: прыжок на ходу с козел на дышло; групповой прыжок четырех «мстителей» с лошадьми с крутого обрыва (этот кадр в картину не вошел); падение из седла, нога в стремени; групповые завалы лошадей, подсечки; прыжок с крыши хаты в седло; групповой прыжок со скачущих лошадей на движущийся поезд; перебежки с вагона на вагон, падение с вагона на землю. Все перечисленные эпизоды оценивались по самой высшей тогдашней ставке – 50 рублей за трюк.Большую часть из них выполняли профессиональные трюкачи под руководством Петра Тимофеева и Олега Роге.Некоторые из этих трюков едва не привели к плачевным результатам. Например, во время съемок эпизода, где Данька останавливает бешено мчащихся лошадей, Виктор Косых едва не погиб под копытами лошадей.Вот как об этом вспоминает сам актер: «Я тогда неудачно выскочил на дорогу, и лошади взяли в сторону. Оглоблей меня сбило с ног, и вся тачанка проехала по мне. Трудно в это сейчас поверить даже мне самому, но тогда я самостоятельно встал на ноги. Ни перелома, все зубы на месте».Не менее сложными выдались съемки эпизода с горящим мостом. Чтобы не попасть впросак, решено было построить рядом второй мост, поджечь его и засечь время горения. Мост горел 34 минуты. Кинематографисты решили: успеем! Но чтобы не подвергать риску пожилого артиста, который играл машиниста, к реверсу встал сам режиссер-постановщик Кеосаян. Несмотря на то что под одеждой «мстителей» и самого режиссера были надеты огнезащитные костюмы, страху пришлось натерпеться всем. Вдруг этот мост рухнет раньше, чем макет? Но обошлось: мост обвалился именно в тот момент, как его миновал паровоз с четырьмя вагонами.Случалось на съемках и немало курьезов. Например, вот как проходили съемки эпизода, где Данька гонится за Лютым и прыгает с крыши на коня. Рассказывает В. Косых: «Эпизод надо было снять очень динамично. И вот очередной дубль. Мы стоим на крыше, звучит команда: пошли! Прыгает Лютый – все хорошо. Прыгаю я, и в это время конь отходит в сторону. Так что сигаю мимо седла. Еще дубль. Мы опять бежим по крыше. На сей раз непонятно почему, но уже обе лошади стремительно срываются с места. Мы об этом, естественно, не догадываемся. Лютый прыгает на землю, а я... ему на плечи. Хорошо, что Лютый – актер Владимир Трещалов – обладал богатым чувством юмора. С криком «И-гого!» он проскакал со мной на плечах своеобразный «круг почета». Но эпизод-то снимать надо. Стали думать, как сделать, чтобы лошади не пугались нашего топота по крыше. И Кеосаян придумал вот что: намешали в бочке сахарный сироп и намазали им стенки сарая. Только после этого дубль сняли».Однажды на выходные четверка молодых актеров отправилась в Новую Каховку, чтобы развлечься. Погуляв по городу, решили зайти в кино.Шел фильм американского режиссера Делберта Манна «Любовь под вязами» по Юджину О’Нилу с Софи Лорени Антони Перкинсом. Из кинотеатра ребята вышли потрясенными.И Вася Васильев в сердцах заявил: «Вот это кино! А у нас что: пиф-паф?!» Никто из них тогда даже представить себе не мог, что их фильм соберет на родине такую кассу, которая никаким «Любовям» и не снилась.[b]И Конан Дойла в придачу[/b]Всесоюзная премьера картины состоялась 29 апреля 1967 года. Началось триумфальное шествие картины по Советскому Союзу (только за первые два месяца фильм посмотрели около 30 миллионов зрителей, а всего за год он собрал на своих сеансах 54,5 млн зрителей; 3-е место, после «Кавказской пленницы» с 76,54 млн и «Свадьбы в Малиновке» с 74, 69 млн).В огромной стране не было подростка, который не посмотрел бы «Неуловимых...» по нескольку раз. Например, Вите Косых тогда пришло письмо от девочки, которая писала, что к 50-летию Октябрьской революции (ноябрь 1967 года) она посмотрела картину ровно 50 (!) раз, то есть в среднем по 10 раз в месяц. Чтобы понять, какой ажиотаж царил вокруг «Неуловимых», стоит хотя бы полистать подшивки тогдашних газет – не было издания, в котором не была помещена исключительно положительная рецензия на фильм. Хотя в хоре восторженных откликов попадались и критические. Например, критик А. Зоркий в журнале «Советский экран» написал: «Может быть, в новом фильме подробнее, психологичнее, чем в «Красных дьяволятах», разработаны характеры юных героев. Но они и утратили многое. Нет в неуловимых мстителях какой-то суровости, ярости, взрослого мужества красных дьяволят, так перекликавшихся с грозным временем. На цветном, чуточку праздничном экране герои сами глядятся слегка прикрашенными».Вся четверка «мстителей», конечно, заработала фантастическую популярность, однако в денежном исчислении если и разбогатела, то ненамного. Всей четверке подарили 9 томов собрания сочинений Конан Дойля (по тем временам – огромный дефицит, правда, Васильев попросил выдать ему премию деньгами, поскольку хотел купить новую гитару). Не знаю точно, как распорядились деньгами «мстители»-юноши, но Валя Курдюкова купила на них стиральную машину «Рига» (маме) и магнитофон «Яуза» (себе).Между тем Эдмонд Кеосаян начал подготовку к съемкам второй части картины. Этот фильм выйдет в 1969 году и превысит цифры сборов первой части на 12 миллионов.[b]СПРАВКА «ВМ»[i]ГОНОРАРЫ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ:[/b][/i][i]В. Косых [/i]– [b]687 руб. 96 коп[/b].,[i]М. Метелкин [/i]– [b]657 руб. 36 коп[/b].,[i]В.Курдюкова [/i]– [b]687 руб. 36 коп[/b].,[i]В. Васильев [/i]– [b]718 руб[/b].,[i]Э. Кеосаян [/i]– [b]2584 руб[/b].,[i]С. Крамаров [/i]– [b]1525 руб[/b].,[i]В. Трещалов [/i]– [b]1173 руб. 88 коп[/b].,[i]И. Чурикова [/i]– [b]540 руб[/b].,[i]Б. Сичкин[/i] – [b]531 руб[/b].,[i]Е. Копелян [/i]– [b]510 руб[/b].[b]КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА[/b]- А казачок-то засланный![i]- Ку-ку, Гриня![/i]- А вдоль дороги – мертвые с косами стоятЬ, и тишина![i]- Негры едят людей! Люди их национальная пища![/i]- Все русские играют на бабалайках![i]- Я думаю, шеф пришел не в последний момент[/i]- Это не есть факт, мсье Дюк![i]- У вас продается славянский шкаф?[/i]- Я Буба Касторский, оригинальный куплетист![i]- Брехня-а-а...[/i]- Мадемуазель, я буду жаловАться.[i]- Горилки мне!... В крынке.[/i]- Мнительный ты стал, Сидор, ой мнительный![i]- Нечистая, братцы! Нечистая тута![/i]- Дурочкой прикидывается![i]- Спешите видеть! Последняя гастроль![/i]- Сегодня вечерней лошадью я уезжаю в свой любимый город Одессу.[i]- Окромя гитары, у тебя в руках ничего не держится[/i].- Яшка-цыган. Фамилии нет.[i]- Не бей его, это артист![/i]