Новая крыша для Рембрандта и Пикассо
[b]В Итальянском дворике Музея изобразительных искусств имени Пушкина выставлен экспонат, не претендующий на художественную ценность. Тем не менее он в центре внимания. Это – макет. Таким музей должен стать к своему столетнему юбилею в 2012 году. До этого события осталось 5 лет. Совсем немного, если учесть, сколько нужно сделать, чтобы достойно встретить вековой юбилей.[/b]Перспективы развития московской сокровищницы были рассмотрены на выездной коллегии Федерального агентства по культуре и кинематографии совместно с Фондом музея при участии видных представителей нашего культурного сообщества.– Речь идет о проекте не просто амбициозном и не просто музейном, – сказал руководитель агентства Михаил Швыдкой, – а о создании на карте Москвы нового уникального культурного пространства.Как известно, руководство музея, выполняя завет своего основателя профессора Ивана Цветаева, уже многие годы стремится к созданию «просветительского городка» на Волхонке, осваивая переданные ему соседние здания и земли. Часть таких зданий (всего их 11) уже «освоена». Открыты Музей личных коллекций, Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. За пять лет еще нужно отреставрировать три исторических здания на Волхонке и в Малом Знаменском переулке и построить два новых. В первую очередь – фондохранилище.К тому же само главное здание музея, как было отмечено на коллегии, находится «на пределе своих конструктивных возможностей».Сумма, которая потребуется на реконструкцию всего «квартала искусств» до 2012 года, – более 9 миллиардов долларов. Пойдет ли государство на такие расходы?– Нужно не терять оптимизма, – поделилась с корреспондентом «ВМ» директор музея Ирина Антонова. – В 90-е годы было намного сложнее, но удалось реконструировать Третьяковскую галерею и Исторический музей. Меня обнадежила моя встреча с министром экономики Германом Грефом. Названная сумма его не испугала. Но он обязал нас подготовить проект. Мы должны успеть сделать это в нынешнем году, учитывая трехлетнее планирование бюджетных расходов. Думаю, почти весь 2008 год уйдет на согласования.Однако вопросы остаются. С этого мы и начали нашу беседу с [b]Ириной АНТОНОВОЙ.– Ирина Александровна, внешне ваше главное здание производит благополучное впечатление, но, как оказывается, и с ним много проблем?[/b]– За 95 лет в нем не было ни одного капитального ремонта. Кончился срок эксплуатации стеклянной крыши после ее последнего обновления. А ведь площадь остекления – 7 тысяч квадратных метров. Во время войны крышу разбомбили. В зале древнегреческих надгробий лежал снег. По розовой лестнице стекали ручьи талой воды. После того как кровлю восстановили, ее много раз приводили в порядок, но очевидно, что она требует более серьезной реконструкции.[b]– То есть крыша – главная беда?[/b]– Что главное – трудно сказать. С фундаментом, может быть, дела еще хуже. Прямо под нами проходит линия метро. Когда в нижнем зале читают лекции, отчетливо слышно, как под ним бегут поезда метро. Все трясется, в стенах появляются и увеличиваются трещины.Под фундаментом возникли каверны. Пришлось пломбировать пустоты под Греческим двориком. Полной и надежной защиты от вибрации пока нет. Это сказывается и на экспонатах. С нашим зданием получается, как с Бруклинским мостом. Когда с одной стороны его уже заканчивают красить, то одновременно начинают красить с другой…Жить в режиме «нос подняли – хвост увяз» уже невозможно. Наши инженерные системы не отвечают современным требованиям, отсутствует система поддержания климата для хранения экспонатов, система подъемных механизмов…[b]– Может быть, остальные здания подождут, пока будет реконструироваться главное?[/b]– Уже ничего нельзя затягивать. Ждущие своей очереди на реставрацию здания не дают покоя предприимчивым коммерсантам. Приходят и говорят: у вас медленно идут дела, поможем ускорить, если вы нам выделите часть площадей. Поэтому нам самим надо действовать быстрей.[b]– Ирина Александровна, москвичам импонирует ваше отношение к исторической Москве. Старые дома, которые достались музею, бережно реставрируются.[/b]– Музей получил большинство зданий в тяжелом состоянии, буквально в руинах. Мы вернули верующим церковь Антипия, замечательный одноапсидный храм XVI столетия с пристройками последующих веков. Постарались отдать памятник в лучшем виде. На крыше старинного особняка, в котором сейчас Дом графики, росли деревья. Если бы вы видели, в каком виде к нам перешла усадьба Вяземских-Долгоруковых. Мы ее тоже превратим в отличную картинную галерею. Но для того чтобы вести реконструкцию главного здания, не закрывая музей, нам очень нужна эта галерея. Рядом с домом 8 по Знаменскому построим новейшее фондохранилище.Вообще благодаря осваиваемым площадям музей увеличится фактически вдвое. Наш «музейный квартал» – это часть программы столичного правительства «Золотое кольцо Москвы». После реконструкции он превратится в пешеходную зону с насыщенной культурной жизнью. Здесь будут объединены старая и современная архитектура. Возникнет как бы небольшой музей архитектурных стилей. А объединит все единый замысел проектанта[b] – Нам стало известно, что им станет Норман Фостер, это так? Он совсем недавно получил первую премию на международной выставке MIPIM-2007 в Каннах за проект для Петербурга…[/b]– Это действительно так. Он любит «диалог культур». А наш музей – это семь тысячелетий художественной истории. Археологическая коллекция начинается с V тысячелетия до нашей эры, а диапазон экспонатов – от Древнего Египта до Пикассо и новейшего авангарда. Фостеру такой «диалог» удается.Во Франции он сумел добиться сочетания современной архитектуры в гармонии с античным храмом. А Британский музей тонко вписал в новую архитектуру Лондона. И проект реконструкции петровского ансамбля «Новая Голландия» выполнен блестяще. Надеемся, что его идеи для Москвы будут на столь же высоком уровне. Место рядом с Кремлем должно быть представительным, привлекательным и комфортным для туристов. Я приветствую решение городских властей не строить больше офисов в историческом центре. А вот «музейному кварталу» здесь самое место.[b]СПРАВКА «ВМ»[i]Вехи истории музея:[/i][/b]Открыт –[b]13 ИЮНЯ [/b]([i]по старому стилю 31 мая[/i]) [b]1912 года[/b].[b]1924 [/b]– основана Картинная галерея музея.[b]1981[/b] – организован ежегодный фестиваль «Декабрьские вечера»[b]1994[/b] – открыт Музей личных коллекций.[b]1999[/b] – образован отдел музыкальной культуры Музей-квартира Святослава Рихтера.[b]2006 [/b]– открыта Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков; – образован Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».[b]КОММЕНТАРИЙ «ВМ»[i]АНАТОЛИЙ ИКСАНОВ, ГЕНДИРЕКТОР БОЛЬШОГО ТЕАТРА:[/b]– Музею имени Пушкина еще предстоит пережить то, что сейчас переживает Большой театр. Ремонт – это два пожара, а реконструкция… сами понимаете. Но это только радует. Потому что всемирно известный музей, да и сама его директор Ирина Александровна – это национальное достояние России.[/i]