Семейное счастье Серебряковой
[b]Здесь открылась выставка «Зинаида Серебрякова. Иван Николаев. Детский портрет». На ней экспонируется около полусотни акварелей и карандашных рисунков Серебряковой из собрания ее семьи. Многие из них выставляются впервые.[/b]Ее персональные выставки довольно редки. Тем не менее одна из них уже была в галерее «Дом Нащокина» четыре года назад. На ней показывали работы из ведущих российских музеев как раннего, так и позднего, французского, периода участницы объединения «Мир искусства».Хронология нынешней экспозиции более узкая. Здесь – лишь рисунки первой половины жизни Серебряковой до роковой для нее середины 20-х годов. И только детские изображения. Впрочем, этой теме отдано процентов 70 всех ее работ.Портреты своих детей писали многие русские художники. Но так истово, как Серебрякова, этого не делал никто. На картинах и рисунках четыре ее чада спят, едят, болеют, рисуют, играют…Художница стремилась запечатлеть каждый момент их жизни, в точности как сейчас многие родители не переставая щелкают малышей на цифровик. Конечно, создать портрет не на кнопку нажать – сравнивать затраченные усилия здесь просто смешно. Но, похоже, любящей матери и одаренной художнице Серебряковой такой труд был только в радость.Ее безмятежное счастье закончилось после революции. Муж умер от тифа, и хрупкая молодая женщина должна была сама содержать пожилую мать и четверых детей. Ее дядя Шура, всем известный как историк искусства и художник Александр Бенуа, посоветовал племяннице Зинаиде поехать на годок в Париж на заработки. Она отправилась туда с двумя младшими детьми. Потом оказалось, что пути назад нет.С дочерью Татьяной Серебрякова увиделась лишь 36 лет спустя. Но до конца жизни переписывалась с ней и со старшим сыном Евгением. Письма художницы и ее домашних вышли отдельной книжкой специально к выставке. Тексты с их фрагментами выставлены на экспозиции. В соседстве с ними рисунки Серебряковой наполняются новым смыслом.Кажется, что бесконечные детские портреты, несмотря на высокое качество исполнения, несколько однообразны. Но их видишь другими глазами, когда читаешь горькие строки матери, разлученной с детьми: «Годы пролетели в вечном ожидании свидания с тобой…», – так художница писала своей обожаемой Таточке.Из эпистолярного наследия узнаешь массу любопытных деталей. Оказывается, групповой портрет «Карточный домик», упоминающийся почти во всех биографических справках Серебряковой и написанный после трагической смерти мужа, сама художница считала очень слабым. Говорила, что на картине «Таточка с непомерно большой рукой». И даже сокрушалась, что вовремя не выбросила «неудачную» вещь.В «Доме Нащокина» представили и работы сына Татьяны, внука Зинаиды Серебряковой – Ивана Николаева, художника-монументалиста. Он известен своими керамическими панно для оформления станции метро «Боровицкая». У него самого четверо детей и десять внуков. Их портреты Николаев и писал.Но все-таки его работы на выставке выглядят больше как дополнение к рисункам знаменитой бабушки.Родственники Зинаиды Серебряковой рассказали на вернисаже, что в Париже еще жива ее младшая дочь Екатерина. Ей 94 года, но она бодра и делает все, чтобы мать лучше знали во Франции. Но в этой стране больше известна не Зинаида Серебрякова, а ее сын Александр. Он тоже был художником, много работал для балета и кинематографа, оформлял интерьеры особняков и замков.[i]Выставка продлится до 1 сентября[/i]