Теплое дыхание Севера
[b]В раскаленной суете августовского мегаполиса вдруг повеяло высушенной соломой и ароматом лесной смородины. Должно быть, так современный человек ощущает нечто забытое, языческое. То, что и сегодня является источником творчества для народов нашего Севера – Республики Коми.[/b]Ну а чтобы убедиться в этом, достаточно посетить выставку «Дыхание Севера», открывшуюся в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации ([i]Леонтьевский переулок, дом 7[/i]).Народные мастера Республики Коми плетут из коры березы и шерсти, вырезают из капа, сувеля, корня ели, бивня мамонта, моржового клыка, зуба кашалота и берцовых костей домашних животных замысловатые узоры.Даже из рыбьей чешуи могут сотворить настоящее чудо! Сложно перечислить все народные промыслы, существующие на земле Коми. А вот мастеров, владеющих секретами старинного искусства, увы, не так много. Вот и решили в молодом городе нефтяников, Усинске, которому минуло всего-то 23 года, объединить умельцев в Клуб мастеров.Ирина Нащекина – дизайнер, флорист. Двадцать лет она занимается инкрустацией из соломы. Собирает сама рожь, с помощью соды или иных красителей придает нужный цвет заготовкам, потом делает эскиз.На выставке представлена авторская копия Ирины Нащекиной с работы, посвященной Стефану Пермскому (причислен к лику святых в 1549 году), который для жителей края является легендарной личностью. Ведь до середины XIV века народ коми поклонялся идолам. И только благодаря миссионерской деятельности Стефана Пермского, выходца из Устюга, началось христианское просвещение пермян, пошло строительство первых православных храмов. И в конце XV века эта древняя и суровая земля была присоединена к русскому государству. И тем не менее древние языческие верования вплелись в жизнь народа коми, что нашло свое отражение в народном творчестве.На выставке – это фигурки из оленьего меха, дерева и кожи двух мифических героев – Пере-богатыря и Яг-морта. Богатырь (он всегда изображен со стрелами) – сильный и добрый. Всегда на стороне слабых и бедных.Кстати, по легенде, именно Пере-богатырь помогал русским в освоении Коми. От царских денег он отказался, а в награду попросил рыболовные сети или грамоты на владение лесами, чтобы раздавать их бедным. Но в лесах жил Яг-морт – лесной человек, людей он никогда не жаловал. Хотя когда у него было хорошее настроение, он мог указать людям хорошие места для охоты и подсказать рецепты снадобий. Только вот с богатырем дружба не складывалась. Как-то раз украл лесной человек у богатыря невесту. И заточил в свое логово. А когда Пере-богатырь ее вызволил, опоил зельем, и красавица умерла.Поскольку народ коми никогда хлебопашеством не занимался, а ел-пил от охоты, рыбалки и сбора с лесного «огорода» грибов да ягод, то много сказок связано с этими промыслами.Вот одна из них. Жил удачливый охотник. И была у него мечта – поймать голубого оленя, подбить одну лыжу его мехом, чтобы стать еще удачливее, быстрее и ловчее. Поймал он заветного зверя. Но злые духи обманным путем заманили охотника к себе в избушку, спящего напоили отваром из его портянок. От этого он отяжелел. И когда бежал по льду, то провалился и утонул.В лесах еще жили и колдуны. Или Туны. Для того чтобы обрести небесное пространство, они обращались в сов. Земное – в медведей. Вот он глиняный Мишка-Ошмор мастера Ильхама Диярова. Ну а для обретения водного пространства колдуны превращались в рыб.Все они в виде глиняных фигурок представлены на отдельной витрине. Те же сказочные мотивы, связанные с Тунами, легко «читаются» в деревянной резьбе мастера Николая Николаева.Ну а про знаменитый коми-орнамент мне с упоением поведала Светлана Пак, директор художественного салона музейно-выставочного комплекса города Усинск:– В коми-орнаменте множество ромбов, кружков, зигзагов. Но основной узор – это форма груди женщины, а если перевернем – орнамент приобретает форму рогов, используемых в гербах нашего города, или коньков на крышах домов. Красный цвет орнамента означает жизнь, любовь, зеленый – нашу тайгу, где много живности. Есть желтый цвет – это солнце, которого так не хватает на севере. Ну а скривленная тесьма – эта дорога жизни, ведь ровной она никогда не бывает.Когда сравнивают север и юг, то говорят, что на юге жарко, поэтому все страсти разгораются там. А на севере очень холодно, поэтому люди так тянутся друг к другу. И отсюда теплота в работах. И в прямом и в переносном смысле.