Такса – по соглашению
[b]Три замечательных события можно отметить в городской жизни столицы сто лет назад. 8 сентября 1907 года торжественно открыли виадук у Тверской Заставы. Строительство его обошлось в 450 тысяч рублей; все современники единогласно сошлись в одном: город обогатился одним из красивейших сооружений. На торжество собралась огромная толпа москвичей. Естественно, присутствовали и «первые лица»: московский градоначальник генерал А. А. Рейнбот, городской голова Н. И. Гучков, начальник Московско-Брестской железной дороги (на чьи деньги и строился путепровод) генерал Ф. Ф. Мец и другие чиновники. Мост, как полагается, освятили, совершили молебен, а потом почетных гостей провезли по небу «на пробу». Мост выдержал; и стоит до сих пор![/b]В этом месяце сто лет назад заложили два памятника: на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле и первопечатнику Ивану Федорову, у стены Китай-города. Первый памятник, как известно, уничтожен в 1918 году, а второй (хотя и передвинутый со своего старого места) до сих пор украшает наш город. Деньги на Первопечатника собирали всем миром целых 37 лет! Образ Ивана Федорова, естественно, не дошел до наших дней; скульптору позировал ныне совершенно забытый поэт Н. К. Лавров (1887 – 1930), большой поклонник С. Есенина и его последователь. Они и похоронены на Ваганьковском рядышком.Еще одно нововведение сентября 1907-го не порадовало москвичей: некоторые железные дороги ограничили выход к поездам. Пассажиров пропускали беспрепятственно, а провожающие вынуждены были покупать перронный билет. Стоил он недорого – 10 копеек, но лишних трат москвичи никогда не любили.Отличилась и Городская управа.Предоставив льготы на проезд в трамвае студентам и городовым, она запретила бесплатное пользование этим основным общественным транспортом самим трамвайщикам.А вот и еще один случай столетней давности. Оказывается, рост цен на ритуальные услуги беспокоил не только сегодняшних москвичей.Правда, в начале ХХ века наши предки умели за себя постоять. Некая запасливая дама в свое время купила место на Ваганьковском кладбище за 20 рублей. Прошли годы, и старушка решила прежде чем отбыть в мир иной, провести ревизию давней покупке. Придя на кладбище, она с удивлением увидела, что «ее место» занято. Оборотистая кладбищенская администрация «толкнула» его за 200 рублей. Бабушка возмутилась и потребовала выделить для нее другое место или купить оное на другом кладбище. Но чтобы по тому же первому разряду! Такие места оценивались уже в тысячах рублей, а потому нечестные работники погоста оказались в накладе…А еще в эти дни в нашем городе впервые появилось первые такси. Какой-то оборотистый москвич, подвесив к своему «ольдсмобилю» плакатик «Извозчик, такса по соглашению», разъезжал по улицам и не жаловался на отсутствие седоков. Правда, машина это была ненадежной, и подобные автомобили острые на язык москвичи окрестили «олдсмогилами».Другой предприниматель начал сооружать на Театральной площади установку-рефлектор, отражающую рекламные объявления, проецируя их на… низких облаках.Выдумка была оригинальной, но Управа тотчас обложила его налогом в виде арендной платы за участок земли. Плата за аренду облаков, к сожалению, была вне их компетенции.Не обошлось в сентябре 1907-го и без происшествий. В один прекрасный день случился переполох на Тверской, близ Страстного монастыря. По улице бежал какой-то человек, за которым гнались городовой и несколько дворников. Причем полицейский то и дело стрелял в воздух, распугивая обывателей. В конце концов беглеца задержали. Оказалось, что его застукали, когда он вытащил у зазевавшегося купца кошелек.При досмотре кошелька в нем нашли… одну копейку. Богатый улов! Отличился в эти дни и один московский извозчик, поднявший пожарную тревогу. Дело в том, что в городе были установлены специальные столбы с «тревожными пожарными оповещателями».Стояли они и возле Москворецкого моста. На один из столбов и налетел со своим экипажем пьяный извозчик, вывернув столб с корнем и подняв на ноги ближайшую пожарную часть. Чего только не бывает в жизни!