«Венценосная ваза»
[b]Впервые в Москву приехали 308 шедевров из фарфора из Эрмитажа. Они составили выставку «Под царским вензелем» в Успенской звоннице Кремля.[/b]– Фарфор – это величайший признак самоутверждения нации, – сказал на вернисаже генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Европа самоутвердилась, научившись делать фарфор, найдя китайский секрет. Россия тоже утвердилась фарфором, придумав свой рецепт. Не без некоторого риска мы подготовили показ этих хрупких сокровищ, многие из которых никогда не покидали наших стен. Теперь видим, что экспозиция получилась. Она великолепна...Это ретроспектива изделий Императорского фарфорового завода от его открытия в 1744 году до 1917-го. Охвачен весь период в 173 года, когда мануфактура работала непосредственно по заказам венценосных особ – от Елизаветы Петровны до Николая II.Марка для знатока фарфора значит так же много, как подпись художника на холсте для ценителя живописи. А марка, включающая геральдического орла и аббревиатуру ИФЗ, всегда считалась драгоценной. В последние годы изделия, ею отмеченные, ставят рекорды на аукционах.Две вазы высотой около метра середины XIX века ушли с молотка в Германии за 1 миллион 69 тысяч евро. На аукционе Сотбис в Нью-Йорке парные вазы ИФЗ 1825 года были проданы почти за 4 миллиона долларов. Но это и не удивительно, если первые миниатюрные табакерки, изготовленные первооткрывателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым, в которых Елизавета Петровна хранила любовные записки, равнялись ценой дворцам.Изделия Императорского завода предназначались для высочайших подарков, для роскошных интерьеров, для украшения повседневной жизни. Все это есть на выставке – от парадных сервизов и дворцовых ваз до изысканных табакерок, шкатулок для чая, статуэток с галантными сценами и шахмат.Конечно, знаменитые царские сервизы, насчитывающие по несколько сот предметов, представлены не полностью, а эффектными группами из нескольких вещей. Но вся история русского фарфора разыграна здесь полно, ярко как по нотам.Каждое царствование узнаваемо в фарфоровой моде. Предметы «Собственного» сервиза «хорошей царицы Елисавет» передают очарование и игривость эпохи барокко. Масштабны сервизы Екатерины Великой «Орловский», «Кабинетский».– Надо смотреть на сервизы с московскими видами. Они символизируют связь Петербурга и Москвы, – посоветовал Пиотровский. По его словам, такие удивительные редкости, как письменный прибор Павла I, это важные государственные символы, а не просто сверхдорогие антикварные вещи. Они тем и ценны, что никогда не попадут на рынок. Стиль «ампир» с архитектурными пейзажами, стиль «бидермайер» – воплощение комфорта, историзм с древнерусскими орнаментами...Есть на выставке и фантазийные вещи с чертами разных направлений. Игровым моментом интересен сервиз в виде пышного натюрморта из плодов и листьев и подставка для сигар «Слон». А столешница «Сибирская флора» поражает совершенством живописи. Исключительно нарядны вазы-кратеры с изображениями дворцовых гренадер времен Николая I.Тема войны 1812 года, пожалуй, как никакая другая, отразилась в искусстве фарфора. Портреты императорской четы, выдающихся военных деятелей России и государств Тройственного союза были в этот период невероятно популярны на чашках и сервизах.Возросшие патриотические чувства отразились в изображениях народных типов, национальных костюмов, в том числе крестьянских, бытовых народных сцен.В начале XX века, в эпоху бесчисленных новых веяний в искусстве модной стала подглазурная роспись. Этот жанр был привнесен из Дании, с родины императрицы Марии Федоровны. И, между прочим, выставка «Под царским вензелем» вместе с историей русского фарфора прослеживает историю жизни семьи Романовых, вкусы и пристрастия российских императоров.