Бронь для вождя народов
[b]Олдтаймер, по принятой сегодня классификации, – это автомобиль, выпущенный до 1970 года. Несмотря на то что сегодня по дорогам России колесят немало 408-х и 412-х «Москвичей», не говоря уже о 400-х и 401-х, далеко не все они могут считаться олдтаймерами – «начинка»-то чаще всего уже «не родная»…[/b]При входе в экспозиционный зал – шикарный черный ЗИС-115. Бронированный, естественно. Именно на таком передвигался товарищ Сталин. А члены Политбюро – на ЗИСах попроще: бронированный лимузин полагался далеко не всем. Согласно преданию именно создание марки ЗИС стало стартом для массового легкового автомобилестроения в России.Вплоть до начала 30-х годов прошлого века наши вожди предпочитали американские «Паккарды». Однако в один прекрасный день Иосиф Виссарионович высказался в том смысле, что народ недоволен тем, что вожди коммунистической партии предпочитают американские машины.[b]На гагачьем пуху[/b]И на свет появился ОН. Правда, далеко не сразу. В 1942 году командированный на Завод имени Сталина (ЗИС) Андрей Островцев возглавил им же созданное КБ легковых автомобилей. Первой задачей, поставленной перед ним, стало создание семиместного легкового автомобиля высшего класса. За основу был взят немного устаревший к тому времени «Паккард-180». Однако речь о копировании не шла: советские конструкторы изменили конструкцию двигателя, подвески, кузова и большинства агрегатов. Дизайн был изменен и осовременен.20 сентября 1944-го образец новой машины был принят Государственным комитетом и получил «имя» ЗИС-110. Все машины этой марки – а выпускался 110-й до 1958 года общим тиражом в 2089 экземпляров – собирались вручную.110-й был самым быстроходным отечественным авто: его 8-цилиндровый двигатель мощностью 140 л.с. разгонял тяжелую машину до 140 км/ч. Кузов имел потрясающую для того времени тепло- и звукоизоляцию, отлично сбалансированный двигатель работал почти бесшумно. Сиденья были набиты гагачьим пухом…Но, конечно, главное – особая модификация ЗИС-115, бронированный лимузин, чьи 75-миллиметровые стекла поднимались особым домкратом. Машина имела массу в 7,5 тонны, специально для нее на Ярославском шинном создали особые покрышки… Таких лимузинов выпустили 48, из которых 32 обслуживали Кремль. Еще один был подарен Ким Ир Сену.А вот сам товарищ Сталин все равно предпочитал «Паккард-180» 1936 года… На нем его и отвезли 19 февраля 1953-го на ближнюю дачу в Кунцево. В последний раз.Ну а что касается ЗИС-110… Они еще долго служили – как такси. В том числе и междугородние. Например, в любой день от гостиницы «Москва» на таком вот ЗИСе можно было уехать в Симферополь. Всего-то три дня в пути…И еще – ЗИС-110 стал лишь одним из преемников американского автопрома.[b]Рабочие лошадки[/b]Главное оружие последней войны – вовсе не Т-34. Скорее уж это полуторки ЗИС-5 (глубокая модификация грузовиков «АМО» на базе американского грузовика «Автокар») и ГАЗ-АА (он же «Форд-АА»). Невозможно пересчитать, сколько миллионов солдат они перевезли за четыре военных года, сколько миллионов тонн боеприпасов, сколько раненых. А потом еще долго-долго служили в народном хозяйстве, помогая восстанавливать страну, пока на смену им не пришли более современные ЗИЛ-157 и ГАЗ-51.Кстати, полуторке из Нижнего Новгорода в этом году – 75 лет! Правда, первые модификации, сошедшие с конвейера в январе 1932-го, назывались НАЗ-АА.Свое знаменитое имя – ГАЗ – они получили лишь в октябре того же года. Так что – опять-таки юбилей. Удивительно, но до наших дней сохранились экземпляры этих работящих «лошадок»! Не беда, что покрышки «сгнили»: автореставраторы и здесь нашли выход: подобная «резина» использовалась в гаубичных орудиях, которые во множестве до сих пор стоят на консервации. Выгрести из покрышек протовоосколочный наполнитель из каучука – и ГАЗ или ЗИС уже снова на ходу.По соседству – «Волги» ГАЗ-21 и правительственные ЗИЛы, первые малолитражки ЗМА и первые послевоенные 400-е «Москвичи». Тоже ведь – американские корни: компания «Опель» еще до войны вошла в состав концерна «Дженерал Моторс».Кстати, о первенстве. С одной стороны, выставка не обошлась без «Форда-Т»: «жестянка Лиззи» считается первым настоящим коммерческим успехом Генри Форда. С другой стороны, в «нашей» части экспозиции – ГАЗ-61-73, компактный внедорожник, созданный еще в 1939 году. То есть – раньше знаменитого «Виллиса».[b]Другая история[/b]Конечно, без «иномарок» выставка олдтаймеров была бы не такой красочной. Вот, например, «Кадиллак Модель 30». Подобная машина стала первопричиной появления такого устройства, как электростартер.Друг основателя марки Генри Лиланда, помогая своей даме завести машину рукоятью, получил «травмы, несовместимые с жизнью» – от этой самой рукояти. Потрясенный смертью друга, Лиланд заказал изобретателю Чарльзу Кеттерингу электростартер, который начал устанавливаться на все модели «Кадиллак» уже в 1912 году.На противоположной стороне – еще одна легенда, «Ягуар ХК140», один из наиболее стильных автомобилей 50-х годов прошлого века. Эти купе выпускались со съемным верхом, а на выставке был представлен экземпляр с жесткой крышей. Тоже, кстати, редкость.И целую экспозицию собственных олдтаймеров представил «Вольво». Начать можно хотя бы и с Jacob. Просто потому, что это первый легковой «Вольво», сошедший с конвейера 80 лет назад. А рядом – Р1800. На этом спортивном купе ездил Роджер Мур. Правда, не в жизни, а в первом варианте блокбастера «Святой». Его преемнику Вэлу Килмеру спустя 40 лет досталось другое купе. Оно станет олдтаймером лет через тридцать.