Он же памятник. И он живой
[b]Кипевшая еще несколько лет назад дискуссия по поводу путей сохранения московских памятников давно перешла в своего рода вялотекущую стадию. Лишь изредка сторонники двух школ реставрации обмениваются выпадами в адрес друг друга, что не особенно сказывается на ситуации в целом. Тут городские реставраторы давно придерживаются восточной мудрости насчет собак и движущегося каравана.[/b]Что же до существа спора, то в принципе речь здесь идет о том, каким должен быть подход к охране памятников архитектуры. Оппоненты московских властей настаивают на том, что вне зависимости от состояния памятника он должен быть сохранен в том виде, каким дошел до наших дней. Иными словами, даже если это куча камня или аварийная постройка, ее следует просто перекрыть стеклом и оставить в покое. Никакое восстановление или реставрация невозможны, так как могут только испортить историческую достоверность объекта. Московские архитекторы-реставраторы мыслят другими категориями.Они считают, что памятники имеют право на новую жизнь. Отсюда и главная претензия, предъявляемая к реставрационным и восстановительным работам в Москве; это создание так называемых новоделов. При этом не замечается главное. Москва – развивающийся мегаполис со своим уникальным, исторически сложившимся архитектурным контекстом. Консервация города в целом и даже его отдельных объектов практически невозможна. «Допустить ветшание памятников, разрушение и «прозябание» под предлогом их «аутентичности» – не меньшее зло, чем их уничтожение», – считает председатель Москомнаследия В. А. Шевчук. И в то же время обеспечить уход, содержание многочисленных объектов наследия в мегаполисе возможно только в том случае, если они живут полноценной жизнью, если они «вписаны» в общую картину процессов, происходящих в Москве.Сегодня успехи, которых Москва добилась в сфере охраны памятников культуры и истории, очевидны любому непредвзятому наблюдателю. Старинные московские здания приобретают достойный вид, все большее число объектов, обретают благодаря усилиям реставраторов, свой первоначальный облик Архитектурная история Москвы, как и всех без исключения городов мира, – это не статичная картина, а постоянная эволюция. Внутренняя перестройка старинных зданий с сохранением фасада и внешних стен способствует сохранению исторического облика города. Такова общемировая практика. Неслучайно градостроительная политика, проводимая в столице, находит признание и одобрение со стороны экспертов, в том числе – зарубежных.Самый наглядный и знаковый образец такого подхода к реставрации – реконструкция императорской резиденции в Царицыне. Масштабная многолетняя работа строителей и реставраторов позволила воплотить в жизнь идеи императрицы Екатерины Великой, так и не реализованные при ее жизни. Сегодня восстановленная по старым чертежам усадьба – один из наиболее ярких туристических объектов на городской карте, излюбленное место отдыха москвичей.Система признания того или иного строения памятником удивительно демократична по сути, поскольку каждый гражданин может направить свою собственную заявку на постановку на охрану того или иного объекта истории, культуры, архитектуры. Сегодня на территории Москвы насчитывается 2107 объектов культурного наследия регионального значения. В мае этого года сюда включили свыше 200 объектов.Постановка на охрану – одна из задач Москомнаследия. За последние годы Комитетом по охране объектов культурного наследия было подготовлено 12 распорядительных документов. Всего за последние несколько лет на региональную охрану было принято 633 объекта. Это не только древние постройки, но и уникальные инженерные объекты, не такие уж старые по возрасту. Многие из них хорошо известны каждому москвичу: Крымский мост, Москворецкий мост, Большой каменный мост. В мае 2007-го список охраняемых памятников пополнился большим числом объектов советской эпохи: комплекс зданий Института физических проблем Академии наук СССР на ул. Косыгина, клуб им. Чкалова на Волоколамском шоссе, многие другие. Это вполне закономерно: согласно законодательству постановка на охрану осуществляется по истечении 40 лет существования объектов. То, что в списке большое число памятников советской эпохи (30–50-х гг. XX века), – неудивительно, приходит их время.Но статус памятника обязывает ко многому. Например, здесь запрещена какая-либо реклама. Вопрос этот тоже довольно острый – совсем недавно Москомнаследие совместно с Комитетом по рекламе разработало и реализовало программу освобождения памятников наследия от наружной рекламы. Фасады домов, панорамные ансамбли в Москве больше не заслоняет реклама, не имеющая к памятникам никакого отношения.Ясно и другое – памятник памятнику рознь, единая унифицированная система подхода ко всем памятникам без учета их истории, возраста и художественной ценности неприемлема. Есть памятники действительно абсолютно неприкосновенные, их можно только оберегать, всеми силами сохраняя первоначальное состояние. Есть памятники, используемые под музеи, выставочные комплексы, посольства, резиденции. Самая массовая категория объектов (обычные дома своей эпохи, дома, посещавшиеся известными людьми и пр.) может активно использоваться под городские нужды, обязательно сохраняя внешний облик и другие элементы охраны, определяемые законом. «Мы не можем и не должны пытаться без разбора сохранять абсолютно все, что было построено до нас. Ведь в городе очень много типового строительства, не представляющего художественного и исторического значения», замечает председатель Москомнаследия В. А. Шевчук.При этом стоит помнить, что «первозданность» подавляющего большинства дошедших до нас архитектурных памятников – это миф. Любое древнее здание может быть многократно перестроенным и полностью утратившим свою историческую подлинность.Сохранять эти руины – невежество и архитектурный нонсенс. Все они на протяжении своего существования по нескольку раз перестраивались и модернизировались в соответствии с требованиями той или иной эпохи. Обычное обветшалое историческое здание с планировкой позапрошлого века не может использоваться адекватно занимаемому ему месту, что так или иначе влечет за собой его естественное или принудительное разрушение. Внутренняя переделка и модернизация старинного здания с сохранением его внешних очертаний сохраняют общий облик и колорит исторической застройки, исключают появление на его месте современных сооружений, не вписывающихся в исторический стиль места.Одно время ситуация с реставрацией памятников в городе осложнялось и еще одним неутихающим спором об их собственности. Иными словами, к какому типу собственности – федеральному или городскому – принадлежат те или иные памятники, находящиеся рядом друг с другом. В конечном счете и здесь возобладал здравый смысл – «федералы» и «регионалы» сумели выработать некий взаимоприемлемый компромисс, и абсурдный по сути спор был разрешен. Главным условием здесь является выработка четких правовых рамок, а любые действия владельца в отношении принадлежащих им памятников должны согласовываться с надзорными государственными структурами. Историческое здание может иметь и частного хозяина в случае, если он заботится о нем достойно.За последние годы Москва обрела огромное количество объектов, которые, казалось, навсегда утрачены. Большинство из них имеет не только культурное и архитектурное, но и символическое значение для жизни города, для всей страны. Это такие памятники, как храм Христа Спасителя, Царицынский комплекс, Казанский собор и др. Москва как бы вновь обретает историю и в то же время дарит новую жизнь памятникам старины.Работа эта не всегда благодарная, но очень нужная не только нынешним, но и будущим поколениям москвичей.