«Царицыно» обречено стать памятником нового времени
В конце ноября состоялось расширенное заседание Федерального научно-методического совета при Министерстве культуры и массовых коммуникаций России. Темой его стало разграничение подчинения памятников культуры столицы на городские и федеральные. То, что оно прошло в Царицыне, – не случайно: именно здесь лучше всего виден подход столичных властей к сохранению и приумножению архитектурных шедевров. Если есть хоть малейшая возможность сохранить памятник, это обязательно будет сделано. «Фетиш ответственности», как говорит мэр Москвы Юрий Лужков, должен превалировать над «фетишем собственности». Кроме желания, должны быть и возможности для сохранения исторического наследия. А у столицы есть и то и другое. И «Царицыно» тому подтверждение. Крах Екатерининского мегапроекта Усадьбе всегда не везло. Казалось бы, окрестности села Черная Грязь были идеальным местом для строительства подмосковной усадьбы, однако этого так и не произошло. Ни Екатерине Второй, ни Павлу Первому, ни Николаю Первому, ни Александру Первому, ни Александру Второму так и не удалось здесь обосноваться, хотя попыток было предпринято предостаточно. Местность по берегам речки Городни принадлежала молдавскому князю Дмитрию Кантемиру, именно у его наследников приобрела ее для своей усадьбы Екатерина Вторая. Уж была ли она очарована красотой подмосковного пейзажа или действительно грязи озера оказались целебными – история умалчивает. Но факт остается фактом: для нового строительства она выбрала Василия Баженова, несмотря на неудачу с мегапроектом того времени – реконструкцией Московского Кремля и Красной площади. Василий Баженов, один из самых известных московских архитекторов, с именем которого связывается облик донаполеоновской Москвы, дошел до нас в таких творениях, как знаменитый дом Пашкова, здание в самом начале современного проспекта Мира, одноэтажный особняк в конце Мясницкой, а также колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке. Однако так уж случилось, что самые масштабные его проекты остались только на бумаге, – это уже упоминавшийся проект реконструкции Кремля и подмосковная усадьба «Царицыно». Архитектор со всем пылом души принялся за проектирование усадьбы: об этом говорит то, что Екатерина выбирала лучший из более чем 30 вариантов. Целью архитектора было соединить традиционное для древней столицы нарышкинское барокко с классицизмом. Наконец, строительство началось… …И быстро закончилось. Почему? Сложно сейчас понять логику императрицы, но, видимо, по нескольким причинам… Возможно, главной была не столько нехватка средств, сколько обилие масонской символики в орнаментах и украшении новой усадьбы или даже то, что примерно в это время Василий Баженов стал очень близок к масонскому кружку опального просветителя Новикова. Возможно, сыграло свою роль и то, что именно архитектор был избран для выполнения важной для этого тайного общества миссии: ему было поручено сообщить наследнику престола цесаревичу, будущему императору Павлу Первому, о том, что московские масоны просят его стать верховным мастером ложи. Одним словом, летом 1785 года Екатерина на три дня приехала в Москву, осмотрела постройки и повелела их снести. Как мрачные… Архитектор кинулся к старому покровителю, Григорию Потемкину. С огромным трудом ему удалось уговорить самодержицу не сносить постройки, а повелеть достроить их Матвею Казакову, ученику Баженова. Однако и намного более удачливому Казакову не удалось довести дело до конца. Уже законченный Большой дворец, решенный в стиле неоготики и очень похожий на то, что можно увидеть в «Царицыне» сейчас, загорелся и рухнул… Узнав об этом, Екатерина махнула рукой на несостоявшуюся усадьбу… Живописные руины, связанные с одними из самых «московских» архитекторов, благополучно пережили и смерть Екатерины, и все войны, и потрясения веков… Как только не пытались использовать недостроенные здания: открыть общественные учреждения, больницу, что-то еще… Но и эти проекты преследовали сплошные неудачи, пожары и другие стихийные бедствия. Императоры, казалось бы, вовсе забыли о ней, только известный как рачительный хозяин Александр Второй повелел разобрать руины на кирпичи, а часть территории отдать под частные застройки. Так «Царицыно» стало дачным местом… Великолепие, сделанное для людей За двести прошедших с момента закладки лет руины окончательно обветшали, недострой давно оказался в городской черте и среди москвичей все больше становился известным как место прибежища бомжей и разного рода криминальных групп. Государству, к сожалению, оказалось недосуг заниматься хотя бы поддержанием порядка на территории усадьбы. Казалось, еще лет десять – и здесь вообще будет нечего поддерживать. Но вот тут-то начинается самая интересная история. В 2005 году усадьбу передали из федерального подчинения в городское, и за два года на месте руин выросло новое «Царицыно», которое именно теперь можно назвать «местом культурного отдыха». Противников и сторонников его создания разделяли разве что не баррикады, споры шли нешуточные. Однако можно ли говорить о том, что сам предмет спора существовал? Ведь нельзя загубить реставрацию или реконструкцию того, чего не только нет, но и никогда не было. Безусловно, доля историзма в останках построек того времени есть. И именно к нему сегодня пытаются апеллировать некие «авторитетные эксперты», называя «романтическими руинами» разрушающееся, заросшее заматеревшим подлеском, превращенное в общественный туалет место. Однако эфемерная тоска по несбывшемуся, к счастью, уступила место здоровому прагматизму. Столичное правительство приняло решение – и появилась новая, такая похожая на проекты Баженова и модели Казакова, но в то же время уже новая усадьба. В старые, рассыпающиеся стены вдохнули новую жизнь, освободили парк, состоящий из ценных пород деревьев, от позднейшей поросли, над тропинками загорелись стилизованные фонари, на прудах забили фонтаны. Приехавший на официальное открытие ГМЗ Владимир Путин поставил окончательную точку в спорах о сделанном. Главное, сказал президент, что все это великолепие сделано для людей. Теперь усадьба принимает гостей круглосуточно, каждый день сюда приходит до четверти миллиона посетителей. А это ведь лучший индикатор одобрения. Теперь «Царицыно» обречено стать памятником нового времени: со сложной судьбой и счастливым будущим.