Сюрпризы Дона Паскуале
[b]На одиннадцатом году существования «Геликона» стало ясно: подобно мифологическому царю Мидасу, который, к чему бы ни прикоснулся (хоть к куче мусора), все обращал в золото, так и Дмитрий Бертман – за что ни возьмется, все превращает в Балаган.[/b]Слово это пишу с большой буквы, с огромным пиететом к этому творческому жанру. Правда, постановщик «Дона Паскуале» — Неэме Кунингас, но кого это обманет: режиссерский поиск симпатичного эстонца направляла твердая рука.Опера-буфф «Дон Паскуале» изначально предполагала гротеск и веселье. Казалось бы, плыви по мысли автора и пой про то, как молодая влюбленная пара хитроумно обвела вокруг пальца глупого похотливого старикашку, заставив его выложить деньги да еще и прослезиться при этом от умиления. Так нет же: Балаган начинается еще до первого аккорда увертюры. На каждом элементе декорации, выполненной художниками Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой, приколота табличка: «саркофаг из «Аиды», «скамейка из «Онегина», «ковер из кабинета директора» и т. п. Дальше больше: всех персонажей режиссерская рука «помешала» на фитнесе. Распевая прелестные, легко запоминающиеся – ну прямо «старые песни о главном» — мелодии, выдавая изящные речитативы secco, герои растягивают эспандеры, упражняются с гантелями, изображают посещение сауны, скачут и кувыркаются.Еще и зрителей вовлекают. А доктор Малатеста (Дмитрий Калин) всем желающим перенять здоровый образ жизни раздает свои визитки.Исполняется опера на языке оригинала – итальянском. Чтобы от непонимания языка зритель, не дай бог, не заскучал, в режиме прямого эфира в зале работает видеокамера, проецируя на потолок и само действие, и нас, слушателей.Словом, отрывайтесь, господа, по полной! Что касается музыкального воплощения, вокальные трио, квартеты и даже квинтеты, на которые Доницетти не поскупился, звучат с хрустальной чистотой. Есть и приятный сюрприз: дирижирует – с незаурядным темпераментом — хрупкая очаровательная молодая женщина Виктория Унгуряну.Только вот убей, не пойму: отчего прелестница Норина (Алиса Гицба, в других спектаклях Марина Андреева) предпочла Дону (Павел Кудинов) – по сценической версии театра вовсе не гнусному старикашке, а очень даже мужчине ничего из себя и отличному баритону, — тенора, тоже, правда, превосходного — Эрнесто (Сергей Власов)? Ведь оба и поют хорошо, и в фитнесе преуспели.[b]P.S.[/b] [i]Концепция сезона в «Геликоне» следующая: сезон открыла новинка («Фальстаф» Верди) и закрывать будет тоже новинка («Лулу» Альбана Берга). А между ними – цепочка римейков – первый из них «Дон Паскуале», а в конце декабря уже показали второй – «Мавру» Стравинского. Кстати, именно с этой оперы «Геликон» начинался десять лет тому назад. «Мавра» – еще одна комедия — стилизация под русскую классику (композитор посвятил ее памяти Пушкина, Глинки и Чайковского). Водевиль с русским мещанским романсом и городским фольклором, звучащий под «садовый» духовой оркестр. Вот уж где раздолье для режиссера![/i]