Каждый москвич может внести поправки в Генплан
КАЖДЫЙ МОСКВИЧ МОЖЕТ ВНЕСТИ ПОПРАВКИ В ГЕНПЛАН «Я планов наших люблю громадье…» – сказал поэт. Любить планы или не любить – дело, конечно, сугубо личное. Но то, что без продуманных, хорошо взвешенных планов на будущее жить бывает трудно, а то и невозможно, – факт неоспоримый. Это касается как отдельных семей, так и частных компаний, городов, целых государств. Многотомный мегаполис Москва не первый год демонстрирует огромную значимость разработки и реализации детальных планов развития мегаполиса. Причем речь идет не о программах, затрагивающих какие-то конкретные сферы жизни города, а о всеобъемлющем, нацеленном на перспективу генеральном плане развития. Немногие города в стране могут сейчас похвастаться наличием таких генпланов. Большая часть их застраивается хаотично. Москва же традиционно, еще с екатерининских времен, развивается планово. А начиная с 1996 года правительство столицы взяло за правило каждые три года актуализировать генеральный план. Это дает возможность оперативно реагировать на проблемы, создаваемые городской жизнью, своевременно избавляться от перекосов, возникающих в той или иной сфере. На днях правительство Москвы выступило с проектом нового Генерального плана развития города до 2025 года. Еще до конца нынешнего года будет завершена его актуализация, и в соответствии с Градостроительным кодексом он вскоре станет законом города Москвы. Подготовленный экспертами многотомный комплексный документ можно, впрочем, лишь условно называть новым: в его основе лежит аналогичный документ 1999 года. Однако с тех пор многое изменилось. Например, в прошлом году в Москве был отмечен естественный прирост населения – впервые за все последние годы показатели рождаемости превысили смертность. А это значит, что город должен будет ускорить строительство новых детских садов, школ и больниц – их число к 2025 году утроится. Всего же к этому сроку под социальные объекты в столице планируется ввести в строй 90 млн квадратных метров. Работа над ошибками В ходе обсуждения исправленного проекта Генплана выяснилось, что хотя освоение строителями территории Москвы и велось в соответствии с утвержденным в 1999 году Генпланом, но шло оно не всегда в верном направлении. В результате за минувшие годы развитие дорожной и социально-бытовой инфраструктуры существенно отстало от необходимых многомиллионному городу объемов. Генплан-2025 призван исправить те вынужденные огрехи, которые были допущены в угоду притоку инвестиций. Сегодня Москва, подобно столице какой-нибудь развивающейся страны, чересчур централизована. Основная жизнь города сконцентрирована в пределах Садового, максимум Третьего транспортного кольца. Здесь сосредоточена львиная доля рабочих мест, сюда каждый день на работу направляются не только москвичи из огромного пояса «спальных районов», но и жители ближнего и дальнего Подмосковья. Согласно Генплану Москва должна стать полицентричной. Для этого столичные власти уже успешно реализуют проект «Новое кольцо Москвы» (НКМ). В перспективе он предусматривает постройку более сотни высотных зданий между Третьим транспортным кольцом и МКАД. В них расположатся жилье, офисы, гостиницы. Они и призваны принять на себя выполнение многих нынешних функций центра города. Кроме того, Генплан необходимо привести в соответствие с новым Градостроительным кодексом, который, прежде всего, исключает точечную застройку. В первую очередь в обновленный Генплан войдет охрана окружающей среды, предусматривающая адаптацию территорий промышленных и санитарных зон для комфортного проживания людей. В этот раздел Генплана входит и реабилитация многих участков города, которым до сих пор угрожают подтопления, а также очистка грунта. По словам главного архитектора Москвы А. Кузьмина, «город стал другим, теперь главная составляющая Генплана – социальная… Сейчас отставание касается строительства школ, детсадов и спортивных комплексов. Кроме того, городу не хватает объектов культуры «шаговой» доступности. В новых строящихся жилых кварталах необходимо предусматривать создание рабочих мест, чтобы снизить нагрузку на транспортную систему города». Ховрино, Гольяново, Новокосино Общеизвестно, что транспортная проблема – одна из острейших для сегодняшней Москвы. Ставя задачей убрать пробки на дорогах, Генплан предполагает, в частности, увеличить протяженность линий метрополитена с 270 до 440 километров. К 2025 году планируется построить в Москве еще одно кольцо метрополитена и новую линию Капотня – Нагатинская пойма – Кольцевая. В документе, одобренном правительством города, отмечается, что Большое кольцо метрополитена будет создаваться в серединной зоне города. Предполагается, что новая линия, которая пройдет через районы Капотня и Нагатинская пойма, соединится с Кольцевой линией метро. Существующую Замоскворецкую линию планируется продлить в Ховрино и Братеево, а Сокольническая пройдет вдоль Щелковского шоссе до Гольянова с одной стороны и до Теплого стана – с другой. Калининская линия будет продлена в Новокосино, Таганско-Краснопресненская – в Жулебино. Линия мини-метрополитена протянется от станции «Киевская» до делового центра «Москва-Сити». Особое внимание в Генплане уделяется перепрофилированию пересекающих Москву железных дорог. Из междугородного они должны превратиться во внутригородской транспорт. Где взять землю? Сравнивая нынешний проект с Генпланом восьмилетней давности, Юрий Лужков отметил, что тогда, в конце 90-х годов, серьезной проблемой было полное отсутствие средств для развития. А сегодня деньги есть, но уже нет свободной земли, на которой можно было бы строить. Естественное направление дальнейшего развития города – это интенсивное освоение нерационально используемых территорий. Главным резервом дальнейшего развития столицы служат промышленные и производственные зоны, доставшиеся Москве от прошлых времен и зачастую наносящие вред здоровью москвичей. Вывод промзон освобождает пространство для массовой застройки. В ближайшей перспективе реконструкция промзон затронет районы Кожухово, Некрасовка, Бутово, Люблино и др. Значение вывода промзон еще более выросло в связи с отказом московских властей от технологии точечного строительства. Стойло для железного коня Выступая на обсуждении проекта Генплана, Ю. Лужков особо остановился на проблеме строительства гаражей. По его словам, этот вопрос требует немедленного решения. «Сейчас,– заявил он, – едва ли не в каждой семье есть по автомобилю. В будущем количество транспорта будет только увеличиваться. Посмотрите на крупные города – Нью-Йорк, Лондон. Для решения этой проблемы нам нужна специальная целевая программа». Целеустремленно развивая городскую дорожную сеть, власти Москвы завершили строительство тоннелей в Серебряном Бору. Ввод в эксплуатацию этих тоннелей, равно как и нового моста через Москвуреку, позволит к концу года открыть движение по Звенигородскому проспекту от Мневников до Московской кольцевой автодороги. На реконструируемой Ленинградской магистрали открыто рабочее движение в сторону центра по тоннелю в районе Сокола. Полностью эта развязка также заработает в конце года. Начаты работы на Дмитровском шоссе, Крестовском путепроводе и первоочередных участках Четвертого транспортного кольца от Щелковского до Измайловского шоссе. В целом проект Генплана был одобрен. На его доработку с учетом всех прозвучавших на заседании замечаний отведен месяц. После этого планируется организовать общественные слушания проекта в разных округах Москвы, где практически любой житель мегаполиса сможет высказать свои соображения. И в середине следующего года обновленный, ориентированный на не столь уж отдаленное будущее Генплан утвердит Мосгордума.