Он был не таким, как все
[b]Народный артист РСФСР Юрий Богатырев ушел из жизни в феврале 1989 года. Не дожив месяца до своего 42-летия. Только успел развесить в Доме-музее М. Н. Ермоловой свои картины, портреты, рисунки. Открылась его первая персональная художественная выставка уже без него.[/b]Один из самых талантливых актеров нашего времени, Богатырев, кажется, и сейчас продолжает свой потрясающий «киномарафон»: те, кто никогда не видел этого удивительного артиста на сцене, все равно могут представить степень его дарования по фильмам. Они были разные, но многие оказались неподвластны времени. «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Объяснение в любви», «Несколько дней из жизни И. И.Обломова», «Родня», «Открытая книга», «Мертвые души» — это далеко не полный список лент, где сыграл Богатырев. А какой у него получился Ромашов в сериале «Два капитана»! Настоящий маленький шедевр.Только что увидела свет книга Натальи Бобровой о жизни и творчестве артиста – «Юрий Богатырев. Не такой, как все». Казалось, достаточно рано пришедший успех мог сделать его жизнь беззаботной и счастливой. Но за внешним благополучием скрывалась непростая судьба, в которой было понамешано многое: и неуверенность в себе, и жуткое одиночество, заставлявшее его часами висеть на телефоне и разговаривать с друзьями, потому что хотелось хоть кому-нибудь выплакаться, и обретения, и потери, и несложившиеся романы, и болезни, и личная неустроенность, и случайные знакомые, кормившиеся вокруг него. Автор проделала огромную работу, она сумела разговорить очень многих людей, которые так или иначе были связаны с Богатыревым. На страницах изящной, богато иллюстрированной книги образ талантливого артиста возникает из рассказов коллег (Никиты Михалкова, Александра Адабашьяна, Всеволода Шиловского), друзей детства, с которыми Юрий начинал в кукольной студии и связь с которыми не прерывалась до конца его дней. Самые пронзительные воспоминания – матери Татьяны Васильевны, жены – актрисы Надежды Серой (о том, что Юрий официально женат, знало всего несколько человек, даже матери, жившей в Ленинграде, стало известнооб этом только после смерти сына), его близкой подруги Зинаиды Поповой. Наталья Боброва нисколько не приукрашивает жестокую правду: читатель узнает о том, что именно в прославленном МХАТе Богатырев, никогда до той поры не злоупотреблявший спиртным, пристрастился к выпивке, о том, что его, больного, прямо из клиники возили играть спектакли, о том, что врачи «скорой помощи», вызванные в роковой февральский день к задыхающемуся артисту, не разобравшись, что к чему, сделали ему смертельный укол…Вся книга построена как череда воспоминаний. И это, мне кажется, не во всем пошло ей на пользу – повествование слишком однообразно, много повторов. Книге не хватает динамики, интриги. Но не это главное в ней. Она открывает нового Юрия Богатырева, такого, каким мы его не знали. И он предстает перед читателем уникальной личностью, светлым человеком, оставившим после себя лишь добрую память