Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Не хочу размениваться по мелочам

Развлечения

15 марта исполнилось 75 лет Борису Мессереру - народному художнику России, лауреату Государственной премии, действительному члену Российской академии художеств. Он родился в Москве и принадлежит к тому талантливому и дерзновенному поколению шестидесятников, которое вторглось в литературу, театр, изобразительное искусство, с тем, чтобы избавить их от оков официальных канонов. Художник генетически связан с театром. Он из знаменитой династии, подарившей русскому балету талантливейших артистов, среди которых сияют имена его отца, неповторимого танцовщика и педагога Асафа Мессерера, и кузины - блистательной Майи Плисецкой. Мы встретились с художником в его мастерской. Я всегда хотел быть художником - В знаменитую мастерскую на Поварской я шла к Борису Мессереру как к театральному художнику, а познакомилась с Борисом Мессерером, художником, чьи работы разноплановы и интересны… - Я вообще часто сталкивался с тем, что пишущая братия, журналисты, плохо меня знают. Общеизвестно, что Борис Мессерер – театральный художник. К этому все и сводится. А по существу моя работа намного шире, чем театр. Я всегда хотел быть художником, делающим живопись и графику, хотел развиваться в станковом искусстве. Я рисую беспрестанно, офорты, литографии огромного размера, картины маслом и акварели. Все-таки театр для меня, как для творческой личности, не главное, а лишь одно из направлений. Другое, не менее, важное и даже может быть более трудоемкое - офорты. У меня есть станок, построенный мной, самый большой в России … - Вы сами его сконструировали? - Да, сам, на основе обычного станка, но с увеличенными размерами. С гордостью могу сказать, что такого размера офортов – два метра на один – в Москве никто не делает. - Удивительно, у вас в мастерской вообще много макетов, и не только театральных… - Я сделал огромное количество выставок в музее имени Пушкина, только в последние два года выставки «От Джотто до Малевича», выставка Филонова, выставка Модильяни, выставка масок… - А какая из ваших выставок запомнилась вам больше всего? - Сложно сказать. Наверное, «От Джотто до Малевича», которая прошла в ГМИИ им. Пушкина в 2005 году. Это была огромная экспозиция, разделенная на несколько разделов: от византийского искусства с иконами и мозаиками, от Джотто и Рублева до Малевича и Кандинского. - Кто повлиял на вас в вашем творческом пути? - Я учился у Артура Владимировича Фонвизина, замечательного художника-акварелиста и человека, которого я всегда буду почитать своим великим учителем. А также не могу не вспомнить Александра Григорьевича Тышлера. И хотя, может быть, мои работы акварелью менее известны, чем мои театральные постановки, я всю жизнь занимался акварелью. Вот, например, пейзажи Тарусы, которые будут выставляться 12 апреля в Третьяковской галерее. - Это не из того ли цикла, которым вы иллюстрировали книжку Беллы Ахмадуллиной? - Да, этот цикл изначально был задуман как цикл иллюстраций, но он сам по себе является большим и значительным циклом для меня. Он выполнен в особой технике и в особом звучании. Акварель для меня - это импрессионистическое видение мира. - А из зарубежных имен кого назовете? Почему-то, глядя на ваши офорты, мне показалось, что парижская школа начала века – тот же Хуан Грис, некоторые из работ Пикассо – могли бы быть вам близки… - Я не стал бы сейчас персонифицировать, потому что в этом можно запутаться. Кто больше, кто меньше. Я бы предпочел уйти от этого ответа. В художественном мире вообще все так или иначе влияют друг на друга, художник - человек чувствительный, подвержен влияниям. - А что интересней вам самому, офорты или акварели, или, может быть, все же инсталляции? - Для меня интересно все в равной степени. Каждый из стилей работы связан с определенным жизненным периодом, которые как-то сменяют друг друга, параллельно идут, и в этом причудливом их переплетении состоит вся моя жизнь. Поэтому я бы не стал выделять. Конечно, по молодости театральное дело больше захлестывало. Но сейчас я как-то отхожу от театра, потому что он, конечно, съедает все свободное время, а мне хочется успеть сделать что-то серьезное, то, по чему меня будут судить как художника. То есть, картины, графику – станковое искусство. А в театре – извечные проблемы: размениваешься по мелочам. Если нужно гвоздь забить или пуговицу пришить, то каждый раз надо ехать в театральные мастерские. - Ваши театральные работы выполнены в более ярких красках, чем ваши офорты…. - Все зависит от темы спектакля, хотя в целом, наблюдение отчасти верное. Вот, например, совершенно прозрачный, тонкий макет к «Нахлебнику» по Тургеневу во МХАТе, пока не реализованный …Дождь идет, помещичья усадьба и светом сделаны колонны. Театр диктует темы: одно дело – русская сказка, как, например, «Конек-горбунок», работу, которую вы видели у меня в мастерской, другое – тонкое настроение того же Тургенева в «Нахлебнике»…Просто вам попались такие работы. А так многие из моих театральных декораций выполнены в достаточно сдержанных тонах. - Какие темы интересуют вас в живописи? - В разные периоды меня интересовали разные вещи. Вы видите, здесь, в мастерской, навалены самые разные предметы – от самоваров до маслобоек и чугунных сковородок. Это предметы, некогда имевшие определенную функцию. Для меня они становятся одушевленными предметами, меня они волнуют как тема, отвлеченная от изначальной функции, и таким образом, они несут в себе определенную ностальгию. Ну кто сейчас слушает граммофон или взбивает масло в маслобойке? Но одухотворенность в этих предметах осталась… - Я смотрю, у вас такая коллекция граммофонов… - И граммофонов, и самоваров – там, чуть дальше…Но по приходе я не коллекционер. Эти предметы украшают нашу тусклую жизнь. - Да, и они становятся предметами-символами эпохи на ваших офортах… - Предметами для изображения, предметами-темами. На самом деле, любой старинный предмет может стать моей темой… - А что вы думаете о современном искусстве? - Я приветствую современное искусство. Авангардизм и то, в какой степени он проявляется, - личное дело художника. Считает ли он нужным быть только авангардистом или может себе позволить и какие-то импрессионистические этюды с натуры, - зависит только от него. Может быть и так, и этак. Не надо строить себе нерушимые авангардные бастионы, например, участвовать только в электрических, неоновых инсталляциях и на этом остановиться в своем развитии. Мне кажется, что художник вправе быть шире и делать работы и импрессионистического видения, более понятые публике, и в то же время абстрактные и концептуальные. У меня тоже есть концептуальные инсталляции с мавзолеем, посвященные Венедикту Ерофееву, и другие неожиданные вещи. - Вам много приходилось путешествовать. Говорят, русское искусство замкнуто на себя и абсолютно неинтегрированно в мировой арт-контекст… - В каком-то смысле так оно и есть. Конечно, мы стараемся как-то выйти за пределы России, но нас знают хуже. А что здесь такого? Это вполне объяснимо изоляцией станы в течение стольких лет… - А с точки зрения новых идей? - Искусство интернационально, а не привязано к какой-то стране. А идеи существуют везде. - А была ли в последнее время какая-нибудь выставка, которая произвела на вас большое впечатление? - Такого со мной сейчас уже не бывает. Это удел молодости. Сейчас у меня есть своя тема, что-то личное, которое мне и хочется донести до публики. - А ваши планы на будущее? - Этой весной у меня будет несколько выставок. 24 марта открывается выставка в ГМИИ им. Пушкина, посвященная широкому аспекту творчества, в том числе живописи, станковой графики. С 1 апреля в Академии художеств – выставка, посвященная именно театру. Третья – с 12 апреля в Третьяковской галерее, выставка акварелей, пейзажей города Таруса и презентации книги, о которой мы уже говорили. А в июне - большая ретроспективная выставка в Русском музее в Петербурге, где будет показано все вместе, и театр, и живопись, и графика, и макеты и инсталляции, - полный объем всего, что сделано.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.