О детских правах по-взрослому
В Мосгордуме прошел «круглый стол», посвященный теме прав ребенка и тем опасностям, которым подвергаются современные дети в нашем обществе Совершеннолетие отметила Конвенция о правах ребенка в России, тем детям, которые родились в год ее принятия, уже исполнилось по 18 лет. Но несмотря на такой солидный срок, еще многое в этой области остается несделанным, решаются одни проблемы, но незамедлительно появляются все новые и новые. Именно поэтому в стенах Мосгордумы прошло обсуждение вопросов, которые встают перед обществом в области защиты прав детей. Защита прав ребенка необходима как на государственном уровне, так и в быту, со стороны каждого взрослого, кто в своей профессиональной деятельности сталкивается с детьми. Пока в России нет специального федерального органа, разрабатывающего и осуществляющего политику в отношении семей с детьми и защиты прав детей, хотя многие политики и правозащитники давно говорят о необходимости его создания. Но это не значит, что в области прав ребенка у нас не ведется никакого контроля. Уже почти семь лет в России работает система уполномоченных по правам ребенка. Появление в Москве уполномоченного по правам ребенка первоначально многими воспринималось как формальность, мало кому понятная и нужная. Но с первых же дней работы стало ясно, насколько наши дети ущемлены в правах. Уже первые доклады уполномоченного по правам ребенка вызвали шок в обществе и профессиональный интерес прокуратуры к названным в докладе фактам. К уполномоченным обращаются сами дети, их родители, попечители и просто неравнодушные люди в тех случаях, когда грубо попираются права детей. Но кроме этого, аппарат уполномоченного по правам ребенка постоянно отслеживает законодательство, выявляя положения, противоречащие Конвенции прав детей и другим международным и российским актам по защите детства. Одна из наиболее острых проблем, которая возникла из-за несовершенства законодательства – жилищная. В Москве более 40 процентов всех обращений к уполномоченному по правам ребенка посвящены именно жилищному вопросу. Одно из вопиющих нарушений прав ребенка – выселение его из жилья при разводе родителей. Счастливый отец сначала без колебаний вписывает к себе на площадь новорожденное чадо, а когда семейные отношения дают трещину, то так же без колебаний выписывает, как правило, в никуда. Несколько сотен случаев по стране и десятки судебных решений в столице, когда, руководствуясь нормами нового Жилищного кодекса, ребенка при разводе признают бывшим членом семьи и выписывают из квартиры собственника. Чаще всего этими собственниками, избавившимися с помощью закона от ребенка, бывают родной папа или бабушка. Сотни раз с самых высоких трибун говорилось о недопустимости таких судебных решений по отношению к детям, а также престарелым родителям, совершеннолетним детям-инвалидам. Но ситуация до сих пор остается нерешенной, необходимые поправки в Жилищный кодекс не внесены, и все больше «бывших детей» выкидываются на улицы или в качестве приживалок занимают углы в квартирах сердобольных родственников и знакомых. Для того чтобы в России права детей были действенными и обязательными к исполнению, они должны быть подкреплены всей законодательной системой. В ближайшее время необходимо пересмотреть ряд положений Административного, Гражданского, Жилищного, Семейного и Уголовного кодекса по вопросам защиты имущественных и моральных прав ребенка, усиления ответственности родителей за неподобающее воспитание ребенка. Один из ярких примеров – статья в Уголовном кодексе о торговле детьми. Сейчас торговля детьми является уголовным преступлением, но только в том случае, если она велась с целью эксплуатации. А если факт эксплуатации не установлен, то тогда это вовсе не уголовное преступление. Дети-преступники и дети-жертвы Одна из наиболее болезненных тем – соблюдение прав детей в местах предварительного заключения и колониях. Говорят, от тюрьмы и сумы не зарекаются, и в заключении могут оказаться не только дети «улиц», но и выходцы из вполне благополучных семей. Дети, у которых в силу возраста еще не сформировано мировоззрение и устойчивая шкала ценностей, очень часто попадают под дурное влияние. Ситуация с местами заключения для детей и подростков за пределами Москвы еще более скрыта от глаз общественности и практически не поддается общественному контролю. В ходе «круглого стола» прозвучал ужасающий рассказ директора Центра содействия реформ уголовного правосудия Валерия Абрамкина о мальчиках из Колпинской колонии в Ленинградской области. Не так давно эти ребята прославились на всю страну своими спектаклями по произведениям Достоевского, о них был снят фильм. Но вот родители мальчишек, содержащихся в колонии, обратились к правозащитникам за помощью. Дело в том, что со сменой руководства ситуация в колонии коренным образом изменилась. Все началось с того, что был убит подросток из Мурманска, осужденный на небольшой срок – один год. Он был убит своими сверстниками-активистами, а с остальных колонистов стали вымогать деньги. Особенному прессингу подвергаются те, кому недолго осталось до условно-досрочного освобождения, а также ребята, попавшие в медсанчасть. Ставка вымогателей единая – 10 тысяч, и деньги требуют со всех, не разбирая, может семья заплатить или нет. Один из незаплативших – мальчик-сирота, которого усыновила местная семья, уже имеющая своих троих детей. Приемная мать все же смогла насобирать 10 тысяч, хотя для сельской многодетной семьи это немалые деньги. Но тот не стал брать, просто не смог: его религиозные убеждения, вся человеческая сущность воспротивились этому. Теперь за судьбу этого мальчишки опасаются все: и мать, и правозащитники. Еще одна проблема в сфере исполнения наказания, которая корежит многие человеческие судьбы, – норма о переводе всех подростков, достигших 18-летия, во «взрослые» тюрьмы (до сих пор в подростковых колониях содержались до исполнения 21 года). А теперь даже те, кому осталось отбыть в колонии несколько месяцев, выдавливаются во взрослые исправительные учреждения, в сформировавшуюся преступную среду. Родители говорят, что в такой ситуации на исправление уже никто не надеется, лишь бы 18 летний подросток остался жив и здоров. По словам Валерия Абрамкина, практика выдворения взрослых малолеток из воспитательных колоний стала одной из главных причин кровавых событий в кировоградской колонии. Тогда женщинами-охранницами были подстрелены два мальчика, несколько воспитанников были покалечены, один охранник убит. Но, несмотря на такой кровавый урок, подобная практика продолжается. Для нормализации ситуации в колониях правозащитники предлагают создать комиссию по предотвращению социального напряжения в местах лишения свободы, в которую войдут государственные деятели высокого ранга, юристы, правозащитники. Говоря о соблюдении прав детей, совершивших преступления, невозможно не сказать о правах жертв. Порой их права ущемляются ничуть не меньше, чем их обидчиков. Это очень важная проблема – защита прав жертв преступлений. Психологи утверждают, что подавление личности и насилие начинаются уже в школе. В Интернете все чаще можно видеть сцены расправы школьников над своими одноклассниками. Отдельная проблема – женское насилие. Быстрыми темпами растет агрессивность девочек. Если мальчиков учителя научились разнимать, то при девичьих драках учителя теряются. Специалисты бьют тревогу по поводу все растущей агрессии детей и подростков. Они настаивают на постоянном мониторинге насилия в школе. Дело в том, что раз в пять-десять лет меняется не только уровень насилия, но и причины, порождающие агрессию. И даже самая действенная программа профилактики агрессии среди молодежи через пять лет может уже не действовать. Так, в 60–70-е годы американцы решили проблему школьного насилия, введя в школы полицейских, психологов, разработав определенный план действий. Но в 90-е годы хорошо зарекомендовавшие себя приемы перестали работать. По мнению заведующего отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергея Ениколопова, чтобы программа профилактики была действенной, необходим регулярный мониторинг как минимум раз в пять лет. По его словам, надо быть готовым к тому, что через каждые пятьдесят лет будет появляться новое поколение школьников, на которых старые методы уже не будут действовать. Сирота бесправная Отдельная тема, обсуждаемая на «круглом столе», – это права детей-сирот. Опрос, проведенный среди психологов, работающих в детских домах и интернатах, показал, что некоторые права детей абсолютно не соблюдаются. Первое нарушение. С ребенком-сиротой не консультируются при помещении его в детский дом или интернат, его мнение при принятии решения практически не учитывается. А если это специализированный интернат для детей с умственной отсталостью, то единожды поставленный диагноз практически никогда не пересматривается (исключения единичны). Еще одно ущемление прав – отсутствие возможности регулярного общения со своими родственниками. Чаще всего родители обитателей сиротских учреждений лишены родительских прав, поэтому по давно заведенному правилу ребенка ограждают от встреч с мамой и папой. При том, что психологи утверждают: ребенок без корней имеет большие проблемы в развитии и социализации. Еще одно право детей-сирот, которое почти не соблюдается в социальных учреждениях, – уважение национальных, этнических, религиозных обычаев. Здесь в выигрышном положении оказываются православные дети, у них иногда появляется возможность посетить церковь. Право на равные возможности для детдомовцев тоже слабо реализуемо. Уровень образования и способность адаптироваться в обществе ниже, чем у домашних детей. Тем более нельзя говорить о том, что соблюдается право на личную жизнь у воспитанников сиротских учреждений. Дети, как, впрочем, и их воспитатели в сиротских заведениях, живут по давно заведенным традициям и даже не подозревают, насколько часто там ущемляются элементарные права ребенка. Тернистая дорога к знаниям В последние годы особенно остро для Москвы встала проблема альтернативного обучения детей-инвалидов. Потребность в образовании у них огромна, но возможности ограничены. Им тяжело передвигаться по городу: каждая лестница, каждый переход и бортик – препятствие на пути к знаниям. В Москве работает несколько специализированных детских садов и школ для деток с различными заболеваниями, создана система дистанционного обучения инвалидов, когда ребенок и учитель общаются с помощью компьютера. Это огромный шаг вперед. Но пока такое обучение доступно не всем желающим. И большинство детей-инвалидов с удовольствием вышли бы из своего квартирного заточения и общались бы со своими сверстниками в обычных общеобразовательных школах. Но как дороги, автобусы, подъезды, переходы, так и здания большинства общеобразовательных школ не готовы к принятию детей-инвалидов. И решить проблему помогут не только деньги, направленные на переоборудование зданий. Необходимо, чтобы изменилась психология: учителя были бы готовы принять детей с особенностями развития, а у школьников и их родителей было бы правильное к ним отношение. Несоблюдение прав человека во многом идет от незнания. Даже само словосочетание «права ребенка» воспринимается большинством как понятие абстрактное, не совсем понятное и абсолютно непрактичное. По мнению депутата Евгения Бунимовича, утверждения о том, что у любого ребенка есть множество прав, обязательных к исполнению, непривычно для родителей, учителей и других окружающих его взрослых. О правах человека ребенок должен узнавать в детстве, и лучше, если ему об этом расскажет знающий специалист – учитель. Только недавно в московских школах начали вводить предмет «Права человека». Он необходим для того, чтобы уже со школьной скамьи ребята понимали смысл словосочетания «права человека», уважали эти права и умели их отстаивать. Но, несмотря на такие высокие цели, уровень преподавания этого предмета оставляет желать лучшего. Но не только знание своих прав поможет юному человеку добиться успехов в жизни. Школа может и должна научить ребенка реализовывать свое главное право – право на жизнь. Современное общество агрессивно, а ребенок слаб и незрел. Уберечь детей можно только постоянно и настойчиво объясняя им правила безопасного поведения. Для этого в школах введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Но достаточно посмотреть криминальную хронику, чтобы понять: знаний, получаемых на уроках, явно недостаточно. Дети легкомысленно уходят с незнакомыми людьми, хватают предметы, валяющиеся на улице, играют с пиротехникой в квартире, перебегают дорогу, не глядя на свет светофора, и т. д. Большой опыт профилактической работы накоплен в МЧС. Работники этой службы приходят с беседами в школы. Девиз МЧС в работе с детьми: «Обучен – значит защищен». При этом полезно учитывать зарубежный опыт. Например, в Израиле каждый ребенок знает, что нельзя поднимать валяющуюся игрушку, кошелек или другую незнакомую вещь. Она может взорваться. В Америке у детей до автоматизма отрабатывают ответ на предложение чужого человека пойти с ним, даже если этот взрослый представляется другом мамы или папы. Стандартный ответ: «Я должен спросить об этом у моей мамы (у воспитательницы, учительницы)» – постоянно внушается ребенку с первых лет жизни. Еще одна опасность современности – информационная. Неоднократно доказывалось, что просмотр ребенком передач со сценами насилия, суицида, убийства может привести к депрессии, росту агрессии, и в том числе по отношению к себе. В Интернете любой ребенок может поиграть в игру, где он выступит в роли маньяка из Вирджинии, расстрелявшего своих одноклассников. А пристрастие к компьютерным играм иногда перерастает в зависимость, которая приравнивается к алкогольной и наркотической. Для того чтобы оградить неокрепшие детские души от губительного воздействия информационной среды, участники «круглого стола» предлагают ввести экспертизу программ, игр, игрушек и т. д. И проверять надо не только материалы, из которых сделаны мишки, кубики и диски, но и то, насколько опасны они для детской психики. Компетентное мнение:Татьяна ПОТЯЕВА, депутат Мосгордумы (фракция «Единая Россия») Я в своей профессиональной деятельности и как депутат, и как руководитель региональных образовательных проектов ЮНЕСКО с проблемами соблюдения прав ребенка сталкиваюсь постоянно. В Москве действует городская целевая программа по поддержке семей, материнства и детства, по развитию семейных форм воспитания и развития личности ребенка. Эта программа, безусловно, учитывает положения Конвенции о правах ребенка, основывается на них. Следующий год объявлен Годом семьи, и каждому необходимо понять, что все действительно начинается с семьи. И сегодня для нас самое главное – поддержание института семьи, воспитания и здоровья семьи, где ответственность за воспитание детей одинаково поделена между папой и мамой. Мы очень много говорим о матери, ее роли в воспитании детей, но не менее важна роль отца. И в готовящейся программе по Году семьи большое внимание уделяется именно роли отца в семье. Еще одна проблема, характерная не только для нашего города, – нехватка дошкольных учреждений. С одной стороны, мы настаиваем на том, чтобы каждый ребенок прошел обучение в дошкольном учреждении, а с другой, мы пока не можем обеспечить местами всех желающих. Люди выходят из ситуации, привлекая в свои семьи домашнего воспитателя. Не всегда это люди с педагогическим образованием . И предоставляют их услуги агентства, не имеющие лицензии на этот вид деятельности. Законодательно не закреплена необходимость приобретения лицензии этими агентствами. Возникает вопрос: защищены ли наши дети от таких нянь? Ответ очевиден: конечно, нет. Я считаю, что необходим московский закон о защите прав ребенка, в котором отдельной главой выделена ответственность родителей за воспитание своих детей. В некоторых регионах, например, в Белгородской области, существует отдельный закон об ответственности родителей за воспитание, образование детей. Там прописаны даже такие, на первый взгляд, незначительные вещи, как обязанность приходить на родительское собрание, взаимоотношения с преподавателем и т. д. Проблема прав ребенка чрезвычайно важна, и урегулировать ее нужно в первую очередь законодательно.