Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Богдан Ступка о работе, семье и де Ниро

Общество

В Москву знаменитый актер вырвался из Киева всего на четыре дня: на «Мосфильме» режиссер Вадим Дубровицкий заканчивает озвучание своей дебютной кинокартины «Иванов» по одноименной пьесе А. П. Чехова. Они уже работали вместе: два года назад режиссер осуществил постановку 24-серийного художественного телефильма «Полонезъ Кречинского» по трем пьесам Сухово-Кобылина, в которой великий украинский актер сыграл высокопоставленного чиновника Варравина. Теперь он снялся у Вадима Дубровицкого вместе с сыном Остапом.[b]Не хочу в когорту[/b] – Богдан Сильвестрович, вы руководите ведущим украинским театром – им. Ивана Франко. А хотелось что-то поставить самому?– В начале 70-х меня пригласил сниматься Михаил Ульянов: он как режиссер ставил фильм «Самый последний день». И вот как-то я приехал на озвучание нашей общей сцены (по сюжету герой Ступки убивает героя Ульянова, милиционера. – Ред.) и вижу, что он сидит печальный. Я его и спрашиваю: «Михаил Александрович, почему вы такой грустный?» Он и ответил: «Да потому, что режиссеру надо иметь талант. Это моя первая и последняя картина. Не хочу пополнять когорту бездарных режиссеров…» Я помню эти слова уже тридцать семь лет. Хотя, наверное, и мог бы что-то поставить – для себя, для души.– И что именно? – Это случилось лишь однажды. Я хотел поставить «Эмигрантов» Мрожека. Собрал артистов, начал читать пьесу, и на этом все закончилось… [b]Жить стало смешнее [/b]– Насколько я знаю, у вас сложилась крепкая актерская династия… – Уже четвертое поколение пошло! Отец мой был артистом хора Львовского театра оперы и балета. Пропел он 33 года – с сорок четвертого по семьдесят седьмой. Вышел на пенсию, и оказалось, что заслужил аж… 50 рублей и 12 копеек! А я тогда уже был в Киеве. И вот он ко мне как-то приехал, едем мы с ним в лифте, и я спросил: «Ну как, папа?» А он мне отвечает: «Сынок, жить стало лучше, жить стало смешней…» Мама не хотела, чтобы я шел в актеры, говорила, что в семье хватит и одного. Артист – это ведь отсутствие постоянного заработка, да и не профессия вовсе, а так, вдохновение… То получается, то нет.В 59-м я все-таки решил поступить в актерскую студию – ее директором был знакомый отца, Федор Петрович Сандович: они когда-то вместе в хоре пели. Отец пришел к нему и попросил: «Тут к тебе придет мой сын – гони его в шею!» Но меня взяли… Читал я из «Гамлета», на русском языке, а тогда еще не знал русский хорошо. И спел – почему-то басом...[b]Через звезды – к терниям [/b] - О другой профессии никогда не думали? – Я пытался поступить на химический факультет Политехнического института, когда Хрущев кинул клич: «Химия решает все!» Не попал! Потом работал в астрономической обсерватории – был лаборантом-вычислителем переменных звезд. Фотографировал ночью и немножко возненавидел небо, потому что вместо танцев нужно было идти на дежурство, а тут такие симпатичные девушки...– В общем, путь к звездам оказался тернист… – Там у нас был такой профессор Эйгенсон, который сказал: «Богданчик, я из тебя сделаю астронома!» Но у него это дело не получилось. Знаете, я вырос за кулисами оперного театра и все окружающее воспринимал по-театральному.Через полтора года я и поступил в студию при Львовском академическом театре имени Марии Заньковецкой.– А не хотели осесть в московском театре ? – Да, у меня даже было приглашение в Театр имени Моссовета – где-то в 85-м. Но я прочел про замечательного актера Михаила Романова, который переехал из Киева в Москву, и они готовили в театре Моссовета с Верой Марецкой пьесу Килти «Милый лжец».Романов жил в гостинице. И он там умер. Я, когда прочел это, сказал – не поеду! – То есть вы верите в приметы, в совпадения? – Да, верю.– Не боитесь играть трагических персонажей? У вас же есть роли страшные...– Страшных не играл. Играл царей, властелинов – Годунова, Керенского, Хмельницкого, Мазепу, председателя КГБ Семичастного. А сейчас вот Бульбу сыграл… [b]Недотянул до 320 кг [/b]– Вы назвали сына не в честь гоголевского Остапа? – Нет, у моей супруги мама из Воронежа, а там была какая-то сестра, Остаповна, и моя Лариса очень хотела назвать так сына.– О роли Тараса Бульбы мечтали? – Вообще не представлял себя в этой роли. У Гоголя написано, что Бульба весит 20 пудов. В пересчете на современные мерки это 320 килограмм! Получается – человекгора! И я комплексовал по этому поводу – думал, что не подхожу, я ведь не очень полный.Так что пришлось перед съемками специально набирать вес: для здоровья это было не очень полезно, но для роли – хорошо.– Как работалось с Владимиром Бортко? – Очень хорошо. Сложная была роль, да и физически тоже было нелегко – лошади, бои, жара 35–37 градусов, а я в кольчуге, которая сама по себе весит килограмма три. И так целых восемь месяцев, пока снимали. Спасибо нашим каскадерам, которые меня оберегали! Я два раза чуть не попал под копыта.У меня были замечательные партнеры – Игорь Петренко, которого я уже однажды «усыновил» (мы с ним вместе играли в «Водителе для Веры»), Володя Вдовиченков, Боря Хмельницкий – царствие ему небесное… Саша Дедюшко тоже там играл – так горько, что его уже нет.[b]Я выше де Ниро, а он – богаче [/b]– А здесь, на площадке «Иванова», много импровизировали? – Да, мы там с Эдуардом Марцевичем (он играет графа Шабельского. – Прим. авт.) такие импровизации устраивали! Он ведь тоже, как и я, любит оперу, и вот мы с ним распевали: «Сегодня ты, а завтра я (поет), ловите миг удачи!..» И мы поем там, два старичка… – Вас часто сравнивают с Робертом де Ниро. Не обижаетесь? – Ну, я не Роберт де Ниро. Я Богдан Ступка. Но сравнение не обижает. Во-первых, он богаче (смеется). А во-вторых, меньше ростом. Я был в прошлом году на фестивале «Трайбек». Де Ниро там президент. И мы с сыном возили туда картину Киры Муратовой «Два в одном». Помню, когда раздавали награды, какой-то здоровый амбал на сцене встал так, что перекрыл де Ниро, и его просто не стало видно из зала. И Роберт так интеллигентно вышел из-за него, извинившись перед ним так красиво, что вызвал аплодисменты.– С сыном часто пересекаетесь по работе? – В «Иванове» Остап сыграл картежника, я – помещика Павла Кириллыча Лебедева, соседа Иванова. В кино сын только начинает – поздновато, я начинал раньше, в 29… Еще мы с Остапом снялись у Бортко в «Тарасе Бульбе».– А втроем, и с сыном, и с внуком, еще не играли? – Ну это в будущем, наверное. Конечно, династию надо поддерживать. У сталеваров есть династии, а мы чем хуже? Внук Дима учится на третьем курсе театрального института.Долго он искал, кем стать, сначала хотел быть журналистом… На днях ему исполнилось 22 года. Мы все Девы – сын, внук, я и моя мама, а вот супруга – по гороскопу Скорпион.[b]Интриганов всех посрамили [/b]– Богдан Сильвестрович, расскажите поподробнее о вашей супруге.– Лариса русская, но ее девичья фамилия – Корниенко, так что украинские корни у нее тоже есть… Выросла она в Баку, в семье военного. Окончила Бакинское хореографическое училище.Когда приехала работать во Львов, была как точеная статуэточка, как Уланова. Я тогда служил в армии и немного приболел, лежал в госпитале.Лариса ко мне приходила через день, ухаживала, и я понял, что в ней, кроме красоты и сексуальности, есть что-то еще, очень важное, и я решил – женюсь. И женился.То, что мы сорок один год вместе, это заслуга Ларисы.Благодаря ей у всех нас, мужиков – сына, внука, меня, – тылы обеспечены. Ты спокойно творишь, уезжаешь, работаешь, и душа не болит, что там и как. Столько интриг вокруг нас всяких было, но ничего у завистников не вышло.. Сейчас Лариса на пенсии, балерины ведь рано уходят.Она резкая, критикует меня. Но фильм Киры Муратовой «Два в одном» признала. Я-то думал, по-другому посмотрит, у меня ведь там роль этакого сексуального монстра. Но она сказала, что это моя лучшая работа! Я ее и слушаю, и спорю с ней. Она вообще всем интересуется, постоянно звонит в мэрию, что, например, надо бы на тротуар асфальт новый положить. И знаете, прислушиваются к ней, делают! [b]Экран-эксплуататор [/b]– У вас день рождения в один день с Раневской – в День советского кино, 27 августа… – А еще в это день родились Джек Лондон, Иван Франко, Наталия Сац… – Хорошая компания.Для вас кино – важнейшее искусство или… – Кино дает огромную популярность плюс большой заработок.– Но себя считаете театральным актером? – Да, безусловно. Потому что кино эксплуатирует то, что я сделал когда-то в театре. У меня был хороший репертуар: Чехов, Ибсен, Шекспир, Иван Франко, Леся Украинка. Я гулял по классике (улыбается). Меня не брали в современные пьесы на положительные роли. Говорили – «у него отрицательное обаяние».А потом сыграл хорошего человека – например, Миколу Задорожного в «Украденном счастье» Ивана Франко – и все сказали «Боже, вы посмотрите, он может и положительных играть!» Но что важно – мне всегда давали замечательные роли – с внутренней борьбой, судьбой.– «Иванов» – из таких? – Да, там есть внутренний конфликт, судьба, это интересно для артиста. Потому что человек посмотрит и скажет – а эта судьба совпадает с моей, может быть… У Чехова такие диалоги выстроенные, замечательные. Мой герой – пьяница.А у каждого пьяницы есть свои комплексы – может, я не то сказал, может, слишком резко отреагировал… Жена его пилит, держит, как Коробочка, все в своих руках, денег не дает...– А есть любимая роль? – Таких у меня три. Первая – Микола Задорожный в «Украденном счастье» Ивана Франко. Вторая – Тевье-молочник Шолом-Алейхема. И третья – Войницкий в «Дяде Ване» Чехова. Когда-то за эту роль я получил Госпремию СССР.Мне было тогда 39 лет.[b]Веду «школу жизни» [/b]– Значит, Чехов – среди ваших любимых авторов? – Да, мои студенты сейчас ставят Чехова. Мы с ними два года трудились над «Чайкой».Сейчас они два раза в месяц, по очереди (чтобы никому не было обидно), будут играть этот спектакль. А еще поставим Гоголя, «Страшную месть».– Вы сейчас преподаете? – Три года назад набрал экспериментальный курс в Киевском университете театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого. Этот курс существует при нашем Театре Ивана Франко. Но я там только как руководитель курса – не как педагог. Просто веду у них «школу жизни», рассказываю всякие байки, истории… – Какие ближайшие премьеры ожидаются в вашем театре? – Ставим сейчас украинскую классику, Тараса Шевченко. И еще репетируем «Жизнь и смерть доктора Фауста» Кристофера Марло, современника Шекспира. Я буду играть Мефистофеля, а мой сын Остап – Фауста. Режиссер хочет, чтобы Фауст к старости стал таким же, как Мефистофель. Идея – душой предавать нельзя.Еще ставим спектакль про великую украинскую художницу Катерину Белокур, которая была примитивисткой. И одновременно – про знаменитую мексиканскую художницу Фриду Кало. Пьесу репетирует режиссер Александр Белозуб.– Что же общего у этих женщин? – Параллели потрясающие.Они даже внешне были похожи. У одной мужиков не было, и она целыми днями рисовала цветы, а другая была и лесбиянкой, и любовницей Троцкого, и женой Диего Ривейры… – Когда вас называют гением, национальным достоянием… – Разве можно к этому относиться серьезно? У моего любимого Чехова есть рассказ «Архиерей». Там герой говорит: «Я ниже всех». А сейчас кругом столько пафоса, что просто зашкаливает. Так нельзя. Талант – не твоя заслуга. Тебе его дали Господь Бог и родитель. И ты его должен использовать на благо людей… «И в жизни на пиру ты скромно стой. И знай одно: творец – всегда ученик…» Это написал Иван Франко, а перевела Анна Ахматова: она очень любила Франко… Творец всегда – sempertiro (ученик).[b]Справка «ВМ» [/b]Народный артист СССР Богдан Ступка родился 27 августа 1941 года в селе Куликове Львовской области. Окончил студию при Театре им. М. Заньковецкой (1961) и театроведческий факультет Киевского театрального института им. И. К. Карпенко-Карого (1984). С 1961-го – актер Львовского украинского театра драмы им. М. Заньковецкой, с 1978-го – академического театра им. И. Франко.В 2001 г. стал художественным руководителем этого театра.Лауреат Государственной премии СССР (1980). Лауреат Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко (1992).

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.