Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Прародителем арфы был охотничий лук

Развлечения

Каждый музыкальный инструмент по-своему уникален, каждый инструмент – самый-самый: орган, например, самый большой; губная гармошка – самая маленькая; волынка – самая долгозвучащая. А что же арфа? Арфа считается самым красивым инструментом. Действительно, она имеет удивительно изящные очертания, как правило, богато украшена затейливой резьбой, а в прошлом даже украшалась драгоценными камнями. Но красота – категория умозрительная. Хотелось бы чего-то более существенного, подтверждающего единственность. Так вот, арфа – единственный в мире музыкальный инструмент, который произошел от… оружия.Один из древнейших музыкальных инструментов человечества, арфа (лира) произошла от лука, изобретённого ещё в каменном веке. Лук делался из согнутой ветки и кишечной струны-тетивы, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Какой-то охотник или воин, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках XV века до нашей эры арфы ещё напоминают лук. А эти арфы не самые древние – древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Месопотамии, она была изготовлена в XXVI веке до нашей эры. Эти инструменты дали основу для развития лучной арфы, которая переживала свой золотой век в эпоху заката египетской цивилизации. Малострунная арфа – лира – в дальнейшем стала очень популярной в Греции. В эпоху эллинизма она была неотъемлемым атрибутом поэтов и певцов, о чем можно судить по различным картинам и письменным памятникам. Размер и форма арфы варьировались, вид малой лучной арфы перешел из Греции в Европу и распространился у кельтских народов. Легенда гласит, что друиды как священный инструмент привезли арфу из Атлантиды в Ирландию и Великобританию. На самом деле арфа попала в Европу благодаря развитию торговых отношений. С этих времен сохранились только некоторые описания, сделанные очень давно и достаточно небрежно. Позже арфа была снабжена вертикальной перекладиной, с этим видом арфы мы и знакомы.[b]На струнах света[/b]Арфа – струнный щипковый инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Её стройные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой и покрывают позолотой. На раму натягивают струны (47–48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале XIX века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы.Возможности арфы огромны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды; глиссандо – скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд; флажолеты; пассажи из арпеджио – особенно построенных (ломаных) аккордов, употребляемых и на фортепиано, но в первую очередь свойственных именно арфе. Даже само название «арпеджио» произошло от слова «арфа» (от итальянского arpa – арфа).Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра, в других случаях ей поручают эффектные соло. В симфоническом оркестре обычно пользуются однойдвумя арфами, но в некоторых случаях их число увеличивается. Так, в опере Римского-Корсакова «Млада» – 3 арфы, а у Вагнера в «Золоте Рейна» – 6.В наше время с использованием современных технологий мастера создают инструменты из самых разных материалов: легких сортов стали, сплавов, некоторых видов высокотехнологичных пластмасс. Средняя цена качественно сделанной классической арфы приближается к десяти тысячам евро. Дорого, но того стоит! Появились и более доступные электронные арфы, многократно увеличивающие возможности и без того совершенного инструмента. Но одним из самых оригинальных изобретений стали лазерные арфы, где в качестве струн используются лучи лазера. Такой инструмент в конце XX века сделал знаменитый композитор и музыкант Жан Мишель Жарр. Игра хорошего исполнителя на «лазерных струнах», рубиновыми или зелеными лучами пересекающих темную сцену, превращается в яркое, незабываемое шоу. Использование света вместо реальных струн меняет наше восприятие пространства и материи.[b]Родилась от оружия, оружием стала[/b]Итак, какую роль играла арфа в музыке и обществе? Важно отметить, что арфа всегда имела особый статус. Уже в Египте она ассоциировалась с божественным инструментом, который глубоко почитался. Кельты наделяли арфу таким же содержанием. Время появления арфы на земле кельтов неизвестно. Хотя статуэтка, относящаяся к I веку до нашей эры, изображает бога-арфиста, играющего на прямоугольной арфе, которая впоследствии стала традиционным инструментом менестрелей в XIV веке, и затем обнаруживалась в Ирландии и Британии вплоть до XVIII и XIX веков. Предполагается, что арфы того времени часто изготавливались из ивы и имели пять или семь струн, каждой из которых соответствовало небесное тело.Арфа также была частью культа солнца и воды. Более того, она ассоциировалась с материнством и рождением, что указывало на определённое женское начало, и часто играла некую примирительную роль (например, между светом и тьмой, небом и землей, солнцем и луной). Инструмент рассматривался как символ души, как совокупность всех видов эмоций, посредством которых можно было выразить непостижимые разумом вещи. Во многих легендах арфа упоминается как символ ключа в другие миры, особенно в преисподнюю. Говорили, что с помощью звуков арфы можно вызывать или прогонять призраков или души умерших. Это поверье до сих пор существует в африканских племенах, например в культе Вуду.Классическая арфа считалась духовным орудием, использовавшимся жрецами Вуду для психологических войн, а для войн реальных строились эоловы (воздушные, ветряные) арфы – длинные, узкие резонансные ящики, на поверхности которых натягивались одинаково настроенные жильные струны разной толщины. При прикосновении струи воздуха струны начинали звучать и производили сказочное, чарующее, а иногда и пугающее впечатление, так как аккорды, в зависимости от силы ветра, возрастали от нежнейшего пианиссимо до могучего форте. Огромные Эоловы арфы располагались на пути следования врага таким образом, что ветер извлекал ужасающие звуки, и войска неприятеля в панике бежали.На прошедшем 9 Мая параде на Красной площади наш ведущий музыкальной полосы Капитан Макс обратил внимание, что на кителях военных музыкантов в петлицах красуется стилизованное изображение лиры. Макс решил поинтересоваться, что это за инструмент, почему он является общепринятым символом вдохновения, творчества, да и просто символом музыки. И выяснил, что, по сути, лира – это «девичья фамилия» арфы…[b]CODA:[/b] [i]Чем глубже я закапывался в материалы об этом замечательном инструменте, тем больше крепла уверенность, что я близок к некоему открытию, если не вселенского, то, по крайней мере, мирового масштаба. Ведь по всем источникам выходило, что на современных арфах играют исключительно ЖЕНЩИНЫ. «Это что же – шовинизм? Это что же – арфа покоряется только исполнителям, отобранным природой по половому признаку? Не зря старинные легенды и предания наделяют арфу именно женской душой. А может быть, тут как-то Фрейд замешан?» – так думал я, размечтавшись впервые в истории отразить в статье об арфе этот интересный социально-психологический аспект. А может быть, ларчик еще проще открывается, и дело тут в том, что женский аппарат (нежные руки с изящными пальчиками) больше подходит для игры на близко посаженных сорока восьми струнах арфы? Пару дней я носился с этой своей теорией, а потом позвонил знакомому профессору Московской консерватории. Он, правда, профессор по классу фортепиано, но все равно знает предмет раз в пятьсот лучше, чем я.Уж как он смеялся. Оказывается, на Западе на арфах в оркестрах играют в основном мужчины. А «женская арфа» – это прерогатива только одной отдельно взятой страны. Попробуйте догадаться – какой? А аспект получается вовсе не социально-психологический, а в какой-то степени политический. Просто в нашей стране вот уже лет 90 считается, что мужское дело – это план выполнять, семью содержать да родину защищать. А не на разных там арфах выкаблучивать. Вот и не шли наши брутальные юноши в субтильные арфисты.Так что не вышло открытия. Ну да ничего. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.[/i]P.S. А пожалуй, и правильно! Красивая женщина в открытом вечернем платье смотрится за арфой гораздо эстетичнее, чем бородатый, пусть даже и западный, мужик.[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[i]Почему на арфе играют исключительно женщины?[/i]Антон ПАЛЕЕВ, депутат Мосгордумы:[/b][i]– Я хотел бы возразить. На сегодняшний день среди выдающихся арфистов есть и мужчины. Например, Лопарев Денис играет на арфе в Театре Станиславского. Хотя, действительно, среди арфистов большинство женщин. Это связано с тем, что эта профессия не высоко оплачивается. К тому же для мальчиков находятся другие музыкальные инструменты – более им свойственные и понятные с точки зрения перспектив.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.