Улицы, вымощенные для променада
[b]Всего лет пятнадцать прошло с тех пор, как в градостроительную практику Москвы вошло понятие пешеходной зоны. Вслед за Европой наша столица поспешила обзавестись торговыми улицами – этакими открытыми пассажами с множеством магазинов, кафе, зрелищных и развлекательных заведений. Однако вряд ли можно утверждать, что пешеходные зоны у нас успели стать удачным коммерческим и архитектурным предприятием.[/b]Главный недостаток пешеходных зон – фрагментарный подход к делу, без тщательного предварительного анализа транспортно-пешеходной системы. Недооценена пока и «торговая составляющая»: рассчитанные, по сути своей, на самого массового посетителя, «пешеходки» напичканы исключительно элитными магазинами и ресторанами.Сейчас в столице уже есть несколько пешеходных зон: улицы Арбат и Никольская, Манежная площадь, Столешников, Камергерский и Лаврушинский переулки.Каждая из этих зон может похвастаться целым букетом проблем.Главным своеобразием Арбата является его местоположение в интеллигентном и одновременно богемном районе Москвы. Эту пешеходную улицу облюбовала для своих тусовок молодежь, из-за чего жизнь аборигенов стала невыносимой. Теперь город оказался перед трудноразрешимой дилеммой: либо перепрофилировать жилые дома, придав им иные функции, либо постепенно менять характер улицы, уводя с нее торговлю сувенирами и горластую молодежную тусовку. Впрочем, превращать наш Старый Арбат в кварталы казенных, мертвых ночью зданий и грустно, и неприлично…Проект по преобразованию Манежной площади задумывался столичными архитекторами как прорыв в деле подземной урбанизации. Но, как известно, на деле вышла не площадь, а три подземные торговые улицы плюс бульвар на поверхности. К несомненным достоинствам этого вечно ругаемого комплекса можно отнести наличие мест для парковки автомобилей, обилие скамеек, близость других пешеходных зон, а также входов в метрополитен. Последнее, кстати, немаловажно, особенно если вспомнить, что с Арбата уставшему или промокшему под дождем пешеходу деться просто некуда: нужно либо возвращаться к станции «Арбатская», либо пилить до «Смоленской»…Никольская улица только формируется как пешеходная, но при этом обещает стать одной из лучших в Москве. Ведь именно она, а не Арбат всегда была излюбленным местом прогулок москвичей и гостей столицы.Модные торговые дома, гостиницы, рестораны стали появляться здесь еще в середине XIX века. И сегодня разнообразие объектов торговли (в том числе очень крупных магазинов) и три станции метро делают Никольскую весьма притягательной для пешеходов.Кроме того, благодаря близости к Кремлю и Красной площади Никольская становится связующим звеном сразу нескольких важнейших общегородских узлов.Столешников переулок всегда был символом торговой Москвы. Благодаря Гиляровскому и другим знатокам московского быта название переулка стало известным всей России. Множество мелких магазинчиков, ремонтных мастерских, закусочных привлекало сюда самых разных людей. Но старый, стихийно-пешеходный Столешников – грязный и тесный, получив официальный статус пешеходного, – просто обезлюдел! Он был отремонтирован, отреставрирован, замощен красивой брусчаткой, но, утратив колорит типичного московского переулка, перестал быть нужен горожанам. К тому же из переулка исчезло несколько дорогих сердцу коренного москвича магазинов: знаменитый винный (сюда специально ездили с далеких окраин) и не менее знаменитый букинистический… Поэтому все чаще в последнее время обсуждается вопрос о правомерности создания здесь пешеходной зоны. Сегодня этот район становится все более деловым и официальным: неподалеку находятся Совет Федерации, Прокуратура РФ, Мосгордума, московская мэрия, а пешеходный переулок вызывает у их посетителей лишь досаду, так как мешает добраться до конечного пункта на автомобиле.Камергерский переулок – пока самый короткий (планируется, правда, его продление по верхней части Кузнецкого моста) пешеходный участок в центре Москвы и самый продуманный, с тщательно прорисованным дизайном фонарей и скамеек, раскрашенными под старину фасадами. Постепенно освобождаясь от строительных лесов, он становится весьма популярным в народе местом. Однако проектировщики и профессиональные критики Камергерский не очень-то жалуют, находя в нем слишком много искусственности и даже считая штампом «московского стиля» в архитектуре.Еще один по-московски парадоксальный объект – это Лаврушинский переулок. С одной стороны, пешеходная зона была устроена здесь весьма грамотно: и транспорту не мешает, и сам район облагородила. А с другой стороны – нет в столице более пустого «неавтомобильного» переулка! Ведь Лаврушинский привлекает людей только Третьяковской галереей. Это, безусловно, на руку ценителям искусства, но слишком мало для миллионной армии «просто гуляющих».Впрочем, насыщение Лаврушинского приманками для туристов – дело недалекого будущего. Москва считает создание пешеходных зон делом весьма нужным и перспективным. Об этом, в частности, свидетельствует принятый не так давно глобальный проект создания единой пешеходной зоны вокруг Кремля под названием «Золотое кольцо Москвы». Какой она будет на деле, полюбят ли ее москвичи – об этом напишут газеты завтрашнего дня…