Гулять – так по-державному!
В ЖИЗНИ, как известно, всегда есть место подвигу. Но в ней всегда есть место и празднику. Так бывало даже в самые трудные времена. А вот всегда ли мы помним, как и по какому поводу впускали праздник в свой дом наши предки? Общими праздниками в начале прошлого века жизнь москвичей была богата.Московские власти в большинстве из них выступали если не как организаторы (первое место здесь, безусловно, отводилось церкви), то как участники. Первой же заботой городских властей было помочь так организовать праздник, чтобы в месте их проведения был порядок.Но была в городе категория москвичей, которым власти стремились помочь не только по табельным дням, это дети. Одной из форм организации досуга для дошкольников и младших школьников были городские детские площадки, частично содержавшиеся на средства Московской управы. Первые такие площадки были созданы еще в 1895 году, а регулярная их работа началась ровно сто лет назад, в 1909-м. Основных игровых площадок в Москве было семь: на Пречистенском, Тверском, Новинском и Зубовском бульварах, в Грузинском сквере, а также в Екатерининском парке и Александровском саду.Работа с детьми на площадках не сводилась только к играм, специально подготовленные организаторы стремились расширить кругозор детей, обратить их внимание на окружающую природу.Средства на оплату руководителей таких площадок выделял город. Правда, работали эти площадки, как правило, летом. Зимой же для детей строились катальные горки, заливались катки.Главными московскими катками, где, кроме детворы, охотно резвились и взрослые москвичи, были катки на льду Чистого и Патриаршего прудов, на территории Московского зоопарка и др.Впрочем, сто лет назад на этих катках не только в свое удовольствие катались, но и проводили соревнования по конькобежному спорту, фигурному катанию... Конькобежный сезон в Москве, как правило, начинался в последних числах декабря.Главным зимним праздником было, безусловно, Рождество. Подготовка к Рождеству начиналась, разумеется, с покупки елки. Где-то за неделю, а то и больше, до 25 декабря подмосковные крестьяне начинали привозить в город срубленные ими елки – на любой вкус и кошелек, большие и маленькие, пушистые и «так себе» (зато подешевле). Этот товар неизменно пользовался спросом и раскупался без остатка.Даже в роковой для России 1905 год буквально через несколько дней после окончания уличных боев москвичи вернулись к праздничной жизни. Вот что в тот год писала газета «Русское слово» в номере от 25 декабря: «В канун праздника Рождества улицы города являли картину обычной предпраздничной суеты и оживления. В магазинах, лавках, на рынках творилось что-то невообразимое. Возросшие цены на съестные припасы точно не оказали влияния на настроение обывателей – они толпами ломились за покупками...Денежное «стеснение», впрочем, сказалось на торговле елками: большие елки совсем не разбирались, распродавалась очень плохо «мелкая» ель по довольно низким ценам...» Но была сфера покупок, на которую никакой «кризис» не мог оказать влияния, – горячительные напитки.Здесь москвичи были верны себе даже в самые трудные годы. «К полудню, – писало все то же «Русское слово» в декабре 1905-го, – в некоторых частях города люди стали дежурить у винных лавок – ожидалось их открытие, длинные очереди стояли при 10-градусном морозе по нескольку часов. Во многих лавках вино было разобрано вмиг, многие ушли ни с чем: вина на складах было мало, а запасов в лавках никаких...»На Рождество москвичи отдыхали три дня – с 25 по 27 декабря, хотя многие негосударственные учреждения закрывались чуть ли не на две недели – гулять так гулять! А вот Новый год и 1 января в перечень светских праздников не входил. В ночь на «новолетие» по традиции совершались торжественные службы во всех московских церквах, в том числе и кремлевском Успенском соборе.А вот традиционного «бокала шампанского» в полночь в домах москвичей практически не было. Разве что московский генерал-губернатор устраивал в первый день года традиционный новогодний прием, на котором в числе прочих гостей неизменно присутствовало и все московское «самоуправление» во главе с городским головой и членами Городской думы. Да в Благородном собрании в этот день устраивался бал. Балы, народные гуляния в это время бывали в Манеже и в так называемых Народных домах.Для детей сто лет назад московские власти, разные благотворительные и общественные организации устраивали праздничные елки.Московская дума традиционно устраивала в своем помещении елки для детей городских служащих. К началу ХХ века церковные власти наконец примирились с елками, и поэтому такой детский праздник можно было наблюдать даже в специальных помещениях при тюремных церквах. Особой пышностью отличались елки, устраиваемые членами известных московских клубов. Вот что писали газеты на третий день Рождества 1906 года: «В Охотничьем, Дворянском, Купеческом, Немецком и других клубах были устроены рождественские елки. Небывалым многолюдством отличалась елка в Дворянском клубе, на которую было продано свыше 1000 детских билетов...»К счастью, традиция детских елок и новогодних, рождественских балов не осталась в прошлом: все это ждет москвичей и в канун Нового 2010 года.С наступающим вас, дорогие читатели![b]Справка «ВМ»[/b][i]Сто лет назад праздники составляли две группы – церковные и так называемые государственные или державные. В качестве державных в России отмечались семейные праздники царской семьи: дни рождения, именины царских особ. К главным же церковным праздникам относились в первую очередь Пасха и Рождество. А еще были полуязыческая Масленица, старомосковское Первое мая, отмечаемое традиционно в Сокольниках (не путать с Днем солидарности трудящихся), и прочее. Всего же на каждого москвича приходилось 42 праздничных дня – не так мало![/i]